13 мая 2020 года, в среду четвертой седмицы по Пасхе, Церковь празднует Преполовение Пятидесятницы. Установление этого праздника восходит к евангельскому событию - проповеди Спасителя в Иерусалимском храме в праздник кущей (Суккот). А после сошествия Святого Духа на апостолов этот день приобрел смысл праздника ожидания: христианин, прошедший со Христом весь путь Великого поста, Голгофу, смерть и Воскресение, ожидает сошествия Святого Духа, а Преполовение указует на приближение к заветной духовной цели - вскоре один за другим проследуют День Святой Троицы и День Святого Духа.
Как никогда прежде Троицкая Лавра ожидает приближения своего главного праздника - Пятидесятницы. Духовенство обители ежедневно совершает Божественную литургию и поминает почивших насельников, которые в ожидании Дня Святой Троицы отошли в вечные обители. За выемкой святых просфор на проскомидии, на заупокойной ектении и в своих кельях братия поминает схиархимандритов Никона и Рафаила, архимандритов Лаврентия и Илиана, игуменов Игнатия и Тихона и иеродиакона Каллиста. Праздник Святой Троицы без этих отцов будет не таким, как прежде.
В Преполовение Пятидесятницы в Лавре также прошли богослужения: в этот день духовенство обители совершило Божественную литургию в Троицком соборе.
Во время земной жизни Спасителя в дни праздника кущей в Иерусалимском храме совершалась праздничная церемония возлияния воды на жертвенник, сопровождавшаяся молитвой к Богу о своевременных обильных дождях и богатом урожае в следующем году. Воду черпали из источника Силоам (см. Ин. 9:7) около Иерусалима, приносили в храм и выливали на жертвенник.
Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что ветхозаветный праздник кущей является пророческим прообразом всеобщего Воскресения. «Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут».
В этот день в евангельском чтении (Ин. 7:14-30) апостол Иоанн Богослов передает отрывок из поучения Спасителя, которое Он обратил к народу в последний, восьмой день праздника кущей: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».
Мы видим Его в храме. Вокруг Него идет спор, разногласие. Одни хулят Его, другие признают обещанным Мессией, третьи внимают Его словам с недоверием, колеблются. А Он, точно не замечая этого, со властию зовет: «...кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7:37).
Неслучайно эти слова, произнесенные в Церкви, относятся как к живым, так и к отошедшим в мир иной. Им, так же как и нам, было свойственно испытывать жажду. Господь забрал их в Свои обители, напояя их из Источника Своего спасительного учения. Их уже не коснется жажда. Они будут пребывать с Тем, кто говорит: «Приходи, и я напою тебя» в вечности.
Насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон (Агриков) в проповеди на Преполовение Пятидесятницы говорил следующее: «Он (Спаситель) зовет, потому что среди тех, у кого хладные сердца и спящая совесть, всегда найдется тот, кто услышит, кто действительно жаждет и придет пить. Господь говорит о жажде сердца, ищущего вечной правды. О жажде Христова учения, жажде благодатного источника жизни с Богом, жажде живой воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14)».
Пресыщенный водой, взятой из мира сего, никогда не обратится и не захочет быть со Христом. Потому что Его вода - отличная от той. Она не дает утешения в обыденности дней, но готовит свой светлый сосуд лишь тем, кто на протяжении жизни заботился, чтобы предстать на суд Дающему воду и быть достойным этого утешения.
Обратимся в этот день к Источнику нашего спасения с мольбой о том, чтобы и нам вместе с отошедшими в Его обители насытиться живой воды и сделаться наследниками вечных благ в месте, которого «не видел ... глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». В месте, которое «приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться