Троицкий синодик. Архиепископ Сергий (Голубцов)

16 июня 2020 года исполнилось 38 лет со дня кончины архиепископа Казанского и Марийского Сергия (Голубцова), выдающегося архипастыря, реставратора и иконописца, духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

13.jpg
Архиепископ Сергий (Голубцов)

Архиепископ Сергий (в миру – Павел Александрович Голубцов) родился 16 апреля 1906 года в Сергиевом Посаде, в многодетной семье профессора Московской духовной академии. Детство и юность Павла Александровича прошли под покровом обители преподобного Сергия. В отрочестве на Павла большое влияние оказало знакомство с иеросхимонахом Алексием (Соловьевым), который советовал ему серьезно учиться реставрации. Сестре Павла батюшка предсказывал, что ее брат будет епископом.

В 1923 году юноша окончил среднюю школу и начал учиться живописи у художников М. В. Боскина и Е. И. Столицы. В те же годы он познакомился со священником Павлом Флоренским, который в то время был ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Будущий исповедник оказал большое влияние на молодого человека.

В те годы в Сергиевом Посаде жило и много монахов из лаврской братии, которых П. А. Голубцов хорошо знал. Он был близко знаком с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), который благословил его еще в 1923 году на монашеский путь. В последнюю их встречу, вспоминал владыка Сергий, смиренный наместник пал в ноги смущенному юноше и сказал: «Прощай, брат Павел! Прости меня».

В 1924 году Голубцов переезжает в Москву и устраивается сотрудником в Государственный исторический музей. По совместительству трудится в реставрационных мастерских под руководством известного академика И. Ю. Грабаря. Затем поступает на отделение теории и истории изобразительных искусств этнологического факультета МГУ.

Однако вскоре его арестовывают за критическое высказывание в отношении сноса храмов в Москве. В июне того же года Павла Александровича был приговаривают к 3-м годам ссылки в Северный край. Первоначально он трудился на хозяйственных работах в поселке Коноша Архангельской области. С 5 ноября 1931 года жил в поселке Няндома Архангельской области, работал художником-оформителем в клубе железнодорожников. По возвращении из ссылки работал художником реставратором по трудовым договорам с ГИМом и другими госучреждениями, написал несколько научных работ.

П. А. Голубцов был участником событий тайного сокрытия главы преподобного Сергия. После изъятия ее о. Павлом Флоренским и Ю.А. Олсуфьевым в 1921 году глава долго хранилась в доме Олсуфьевых в Сергиевом Посаде, затем была закопана в саду. Летом 1928 года Павел Александрович перевез святыню в Люберцы, а с наступлением войны – к своему старцу схиархимандриту Илариону (Удодову) в с. Виноградово. Там она хранилась под престолом храма в честь Владимирской иконы Божией Матери до конца войны. Потом ее перевезли на московскую квартиру Е.В. Васильчиковой.

В августе 1941 года Голубцов ушел на фронт. Служил солдатом, а затем сержантом в запасном автомобильном учебном полку, где был батальонным, а затем полковым художником. 20 октября 1945 года демобилизовался и вернулся в Москву. В том же году поступил на 2-й курс Православного богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в МДС. После окончания семинарии в 1947 году поступил в Московскую духовную академию. Перейти на церковное служение Голубцова благословил его духовный отец схиархимандрит Иларион.

В марте 1950 года Павел Александрович вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры, 2 апреля пострижен в монашество архимандритом Иоанном (Разумовым) с наречением имени в честь преподобного Сергия Радонежского. 7 апреля того же года рукоположен во иеродиакона, а 28 мая – во иеромонаха Святейшим Патриархом Алексием I. В 1950-1953 годах – ответственный представитель от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Лавры. В своем отзыве академик Грабарь писал: «В его лице объединяются знающий археолог, наделенный большой интуицией искусствовед и практик-реставратор». Отец Сергий убедительно доказал государственной комиссии необходимость полной росписи стен Троицкого собора в стиле сохранившихся фрагментов фресок ХVII века.

С 1951 года иеромонах Сергий (Голубцов) нес послушание духовника богомольцев Лавры и ежедневно проводил исповедь перед ранними литургиями. Кроме того, дважды в неделю и в воскресенье он служил молебны у мощей преподобного Сергия. На него было возложено также послушание экскурсовода иностранных гостей.

В конце 40-х-начале 50-х годов иеромонах Сергий с группой семинаристов провел большую работу по реставрации иконостаса и росписи Успенского храма в Новодевичьем монастыре, возглавлял группу по реставрации Царских чертогов МДА, бригаду художников по реставрации настенной живописи и росписи главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве), руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону.

В 1951 году Павел Александрович окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». Был оставлен в Академии преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка. Написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. В МДС вел преподавание Священной истории Ветхого и Нового Заветов.

Будучи еще студентом, П. А. Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археологический кабинет. Эти идеи получили поддержку со стороны священноначалия. Первую небольшую витрину П. А. Голубцов поставил в классной аудитории и поместил в нее несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 году о. Сергий возглавил ЦАК и кружок.

3 марта 1954 года Советом МДА иеромонаху Сергию было присуждено звание доцента. Через несколько месяцев, 18 июля, он возведен в сан архимандрита, а 17 октября следующего года Священный Синод определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским. 30 октября 1955 года он был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Покровском академическом храме совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Пражский Елевферий, митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий, епископ Прешовский Алексий.

22 ноября 1956 года Новгородская епархия была выделена в самостоятельную епархию, и епископ Старорусский Сергий был назначен временным управляющим Новгородской епархией. Он организовал в Новгороде епархиальное управление, а при нем мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии.

obr-26.jpg

В 1959 году владыкой были проведены большие реставрационные работы в новгородском Никольском соборе, прекрасно поставлено совершение богослужений в епархии. Архипастырь принимал участие в будничных службах как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил пешком, часто останавливаемый на пути людьми, желавшими получить его благословение или совет. Его искренность и сердечность неизменно влекли к нему людей.

Обстановка его епархиального управления была по-монашески скудной и простой. Келейников у него никогда не было, кроме последних месяцев жизни в Лавре. Старик со старушкой, у которых он приобрел маленький домик для епархиального управления, в Новгороде, остались жить там же и были единственными помощниками его в хозяйственных делах. Двери его дома так же, как и его сердце, были для всех открыты. Владыка вел переписку со многими людьми. Чтобы всем дать ответ, он был вынужден часто засиживаться за столом ночами.

23 августа 1959 года епископ Старорусский Сергий был утвержден в звании епископа Новгородского и Старорусского, 25 февраля 1963 года возведен в сан архиепископа. Владыка Сергий не оставлял иконописания. В 1959 году он написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского. При этом владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам. также владыка написал иконостас для верхнего придела церкви апостола Филиппа на Ильинской улице. В 1965 году он начал большую работу по устройству иконостаса в Благовещенском приделе Георгиевской церкви в г. Старая Русса, сам написал для иконостаса четыре иконы.

Служебная перегрузка, множество хозяйственных дел, большие и малые недомогания привели к резкому переутомлению архиерея. В начале 1967 года у него произошел инсульт и открылся правосторонний паралич. Несмотря на постельный режим в течение четырех месяцев, он продолжал руководить епархиальными делами, а в мае снова начал совершать богослужения.

25 октября 1967 года назначен на Казанскую кафедру. В связи с болезненным состоянием он испросил благословения у Святейшего Патриарха Алексия на предоставление ему трехмесячного отпуска, который провел в Успенском мужском монастыре в Одессе. Лечащий врач признал его нетрудоспособным, и в январе 1968 года архиеп. Сергий был уволен за штат, с определением его на местожительство в Троице-Сергиеву Лавру.

Архиеп. Сергий (Голубцов)_.jpgАрхиеп. Сергий (Голубцов)_оборот.jpg

Архиепископ Сергий (Голубцов). Архивное фото.

Пока позволяло здоровье архиеп. Сергий продолжал служить, рукополагать и проповедовать. С 1970 года в качестве монастырского послушания занимался иконописанием. Он писал почти исключительно иконы преподобного Сергия по заказу священноархимандрита Лавры патриарха Пимена и его наместника. Всего за 1970-1981 годы он написал, по его собственному подсчету, свыше 500 икон.

Обладая музыкальным слухом, он с детства любил песнопения церковные, особенно монастырского напева. Он в течение многих лет, пока позволяли силы, пел в братском лаврском хоре под руководством архимандрита Матфея. Его очень высокий тенор заметно выделялся в хоре. Он ценил в песнопениях простоту и молитвенность и был против увлечения сложными для понимания композициями.

Работал архиепископ Сергий по 10-14, а иногда и по 16 часов в сутки. Вставал он в 2-3 часа ночи, до братского молебна с полунощницей, начинающихся в лавре в 5.30 утра, владыка совершал все свое монашеское правило. После полунощницы он поминал и молился за ранней литургией, а если было много работы, шел сразу в келью. Почти никогда не пропускал ранних Литургий в праздники и всенощных бдений, за которыми он читал братские синодики.

После Литургии владыка работал до братской трапезы, которую пока были силы, всегда старался посещать. В ней видел не только трапезу телесную, но и духовную: общение монашеской семьи - братии между собой и с отцом наместником, с наставлением из жития святого или от святоотеческих слов. Очень ценил то благочиние и благоговение за братской трапезой, которое установилось в Троице-Сергиевой Лавре. После трапезы отдыхал около 1-2 часов, а затем вновь принимался за работу и чтение святых отцов.

После болезни летом и осенью 1980 года архиерей был вынужден меньше посещать богослужения. Но даже в первую седмицу Великого Поста 1982 года не было утра, в которое бы владыка Сергий не пошел на братский молебен в Троицкий собор или на утреню в трапезный Сергиевский храм. Кроме иконописания и работ по иконоведению, на покое занимался духовничеством, которое было его призванием. С детства он привык и умел руководствоваться наставлениями духовников-старцев, старался впитывать их благодатный опыт и знание жизни и людей. Поэтому духовное окормление архиеп. Сергия всегда очень ценилось теми, кто приходил к нему за помощью.

С ноября 1971 года указом Патриарха Пимена архиепископу Сергию было поручено осуществлять общее руководство братскими духовниками Лавры. Владыка прежде всего поставил перед духовниками Лавры вопрос о соразмерности общей и частной исповеди. Он писал тогда: «У меня составилось невольное впечатление, что краткая такая общая исповедь ничего не дает при простом, по книжке или наизусть, перечислении грехов. Она не пробуждает душу, не углубляет в ней чувство глубокого раскаяния, формально проводится. То, что допустимо в монашеской исповеди, не достигает впечатления в общей исповеди мирян».

Владыка Сергий особое значение придавал частной исповеди, «как таинству, в котором душа теснейшим образом связуется, сродняется с духовным отцом, в котором хочет видеть и любовь к ней и авторитет духовный». В наложении епитимии он был чрезвычайно осторожен, опасаясь, чтобы это привело к отчаянию или унынию, но приносило духовную пользу.

В Великий пост 1982 года архиеп. Сергий заболел воспалением легких, которое отяготилось приступами астматического удушья. 30 марта 1982 года, в ночь кончины наместника Лавры священноархимандрита Иеронима, у владыки произошло нарушение мозгового кровообращения. Состояние его было почти безнадежным. В тот же день архиеп. Сергия соборовали и причастили. Братия Лавры приходили к нему прощаться. Он всех узнавал, называл по имени и давал каждому духовные наставления и советы. Но к Пасхе он выздоровел, и на пасхальную службу его привезли на коляске в Троицкий собор. После этого он стал поправляться и даже стал ходить самостоятельно. На престольный праздник обители, в День Живоначальной Троицы, владыка Сергий причастился Святых Таин.

16 июня 1982 года, около 3 часов дня, иерарх скончался от четвертого инсульта. Отпевание состоялось 18 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Службу возглавили митр. Минский и Белорусский Филарет и архиеп. Волоколамский Питирим. В надгробном слове митрополит Филарет отметил, что Лавра и Академия знали Владыку Сергия как ревностного архипастыря, ученого, преподавателя и опытного духовного руководителя, который с необычайным смирением нес свой иноческий крест. Архиеп. Сергий погребен в Троице-Сергиевой Лавре, у алтаря церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.



16 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».