Троицкий патерик. Преподобный Митрофан Радонежский, Троицкий игумен, духовник преподобного Сергия

Троицкий патерик. Преподобный Митрофан Радонежский, Троицкий игумен, духовник преподобного Сергия

Преподобный Митрофан постриг в монашество 23-хлетнего пустынника Варфоломея, будущего игумена Троицкой обители, поселившегося на горе Маковец. В то время во многих приходских церквах служили иеромонахи. Право духовничества давалось не всем, а только достойнейшим священникам. Духовников называли игуменами или игуменами-старцами, им предоставлялось право постригать желающих монашествовать. Один из таких игуменов-старцев по имени Митрофан служил неподалеку от пустыни Варфоломея. Неизвестно, когда началось его духовное общение со старцем Митрофаном. Возможно, это произошло еще до ухода юноши на Маковец, когда он ухаживал за своими родителями.

Некоторые исследователи считают, что Митрофан был игуменом Покровского Хотькова монастыря, но это лишь предположение. Не исключено, что старец посещал Варфоломея в его пустынном уединении и совершал Божественную литургию в срубленной им церкви. По сведениям преподобного Епифания Премудрого и Пахомия Логофета, Варфоломей попросил Митрофана прийти к нему в пустыню и несказанно обрадовался, когда старец согласился на приглашение пожить вместе с ним в его келии. Через некоторое время юный подвижник обратился к Митрофану с просьбой о пострижении в монашество.


Преподобный Митрофан совершает постриг Варфоломея
Лицевое житие преподобного Сергия

«Отче, – сказал Варфоломей, – сотвори любовь ради Господа, облеки меня в чин иноческий, возлюбил я сей чин от юности моей и с давнего времени желаю пострижения. Только воля родителей моих долго меня от этого удерживала, но теперь, слава Богу, я от всего свободен и, как олень, жаждущий источников водных, всею душою жажду иноческого пустынного жития».

Не стал противоречить старец его благочестивому желанию. Взяв в своем монастыре все необходимое для пострижения, он в сопровождении нескольких иноков возвратился на Маковец. 7 октября 1337 года (по другим данным, 1342 года), в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, преподобный Митрофан совершил постриг пустынника Варфоломея с наречением ему имени Сергий. Окончив пострижение, старец отслужил Божественную литургию и приобщил новопостриженного монаха Святых Христовых Таин. Как рассказывали впоследствии свидетели, в церкви повеяло тогда неизреченным благоуханием, которое распространялось даже за стенами храма.


Старец-игумен Митрофан постригает отрока Варфоломея
в иноческий образ с именем Сергий.
Фреска Святых врат Троице-Сергиевой Лавры

Семь дней после пострижения Сергий безвыходно пребывал в церкви, питаясь только просфорой, которую ему дал преподобный Митрофан, ежедневно совершавший Божественную литургию и преподававший своему постриженнику наставления об устроении монашеской жизни.

Провожая старца, преподобный Сергий с великим смирением сказал: «Вот, отче, ты уже уходишь и оставляешь меня одиноким в этой безлюдной пустыне. Давно я желал уединения и всегда просил о том Господа. И благословен Бог, не оставивший без исполнения молитвы моей; благодарю Его благость, что не лишил меня этой милости: жить в пустыне и безмолвствовать. Ты уходишь отсюда, отче: благослови же меня, смиренного, и помолись о моем уединении. Вразуми меня, как мне жить теперь в одиночестве, как Господу Богу молиться, как избегать вреда душевного, как противиться врагу и помыслам гордыни, от него всеваемым. Ведь я еще новоначальный инок, я должен во всем просить совета у тебя!»

Преподобный Митрофан с удивлением ответил: «Меня ли, грешного, ты вопрошаешь о том, что не хуже меня знаешь, о честная глава! Ты стал для нас образцом смирения, но все же отвечу тебе, как и подобает мне, словами молитвы: Господь Бог, еще раньше избравший тебя, да будет милостив к тебе, да вразумит и научит тебя и да исполнит тебя радости духовной».

Прощаясь с Митрофаном, преподобный Сергий еще раз попросил у него благословения и молитв. Старец же сказал ему: «Вручаю тебя Богу, Который не даст грешным поднять жезл на жизнь праведных, Который не предаст нас в зубы грешников. Господь любит праведника и не оставит преподобных Своих. Господь сохранит тебя во всех делах твоих отныне и навеки».


Кончина игумена Митрофана
Лицевое житие преподобного Сергия

Через два года к преподобному Сергию собрались братия, и в Троицкую обитель переселился на жительство старец Митрофан. Он стал ее первым игуменом. Но недолго радовался преподобный Сергий пребыванию в обители отца Митрофана. Приблизительно, через год игумен тяжело заболел и отошел ко Господу. По настоянию братии преподобный Сергий принял на себя игуменство вместе с саном священства. Могила преподобного Митрофана была первой на кладбище Троицкой обители.

Источник:Троицкий патерик. – СТСЛ, 2015.


17 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».