Троицкий патерик. Преподобный Илия-келарь, ученик преподобного Сергия

11 июня в Троице-Сергиевой Лавре празднуется память преподобного Илии-келаря, ученика преподобного Сергия Радонежского



Преподобный Илия, как предполагают, поселился в Троицком монастыре после 1354 года, когда преподобный Сергий стал настоятелем обители, и принадлежал к числу самых первых учеников преподобного, до конца жизни сохраняя верность месту своего пострига – Троицкой обители. Преподобный Илия пользовался авторитетом среди братии. Поэтому, когда в Троицкой обители был введен общежительный устав, его назначили келарем, то есть заведующим монастырским хозяйством.

Возможно, преподобный Илия был в числе тех монахов, которые добивались возвращения своего игумена в Троицкую обитель, когда он удалился в Благовещенский Киржачский монастырь.

С его именем связаны события осени 1380 года. Вскоре после победного возвращения Великого князя Димитрия Донского с Куликова поля Москву всколыхнула новая тревожная новость – на город надвигалось литовское войско во главе с князем Ягайло. На стороне литовцев выступал противник Дмитрия – рязанский князь Олег.

Эту новость 21 сентября 1380 года по просьбе князя Димитрия Преподобному Сергию принес архимандрит Симонова монастыря Феодор, племянник старца. Преподобный немедленно отправил своего келаря – второго человека в обители после самого игумена – к Олегу Рязанскому с наказом остановить захватчиков.

В тот же день вслед за Феодором Симоновским из Москвы прибыл Исаакий Андроников. Вероятно, это был инок московского Андроникова монастыря – духовной «отрасли» Троицкой обители. Не зная о миссии Феодора, он счел своим долгом сообщить преподобному Сергию те же тревожные вести.

В старинной рукописной книге Троицкого монастыря (Стихирарь 1380 года) сохранилась запись на полях – беглые заметки, сделанные писцом под впечатлением череды тревожных событий того дня: «Месяца сентября в 21 день, в пяток, на память о агиос апостола Кондрата, по Литургии почата бысть писати татрать (тетрадь). В то ж день Симоновский приездил. В то ж день келарь поехал на Резань. В то ж день нача чернца увеща… В то ж день Исакий Андроников приехал к нам. В то ж день весть приде, яко Литва грядуть с агаряны (татары)…».

Рязанский князь принял прибывшего к нему келаря Илию и не посмел ослушаться Троицкого Игумена. Олег убедил литовского князя Ягайло повернуть восвояси. Но сам не смирился: то и дело объединялся с Мамаем и Тохтамышем, с Ольгердом Литовским и выступал против Москвы.

Второй и последний раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384-м годом: «преставися в пентикостной неделе (т.е. после праздника Святой Троицы, который в том году отмечался 29 мая) старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый». Через год после этого преподобный Сергий по просьбе князя Димитрия Донского сам пешком ходил в Рязань, чтобы просить Олега о прекращении усобиц. И убедил князя: смирил его гордыню тем, что показал отсутствие гордыни в собственном сердце. Позже примирение Рязани с Москвой было закреплено браком княжеских детей.

Имя преподобного Илии внесено в краткий перечень первых насельников обители в составе монастырского синодика.

Сведения о преподобном Илии, содержавшиеся в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 гг.), отразились в Рогожском летописце середины 40-х годов XV века, а также в Симеоновской летописи конца XV века, где сказано: «Раб Божий чернец Илия, келарь Сергиев игуменов, добрый, послушливый, живый святым житьем в послушании у святого старца, быв послушлив и до смерти».



11 июня 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».