Троицкий патерик. Преподобный Епифаний Премудрый, ученик преподобного Сергия Радонежского

  
Прп. Епифаний Премудрый. 
Роспись Старой братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры

26 мая – день памяти преподобного Епифания Премудрого, ученика преподобного Сергия Радонежского.

О жизни преподобного Епифания Премудрого можно узнать только из его сочинений. По-видимому, Епифаний происходил из Ростовской земли. Судя по написанному им «Слову о житии и учении» святителя Пермского Стефана, в 70-е годы XIV века Епифаний учился в ростовском монастыре святителя Григория Богослова, так называемом «Григорьевском затворе». Он находился на территории епископского двора вблизи от берега озера Неро. В этом монастыре, по-видимому, Епифаний и принял постриг. «Григорьевский затвор» был одним из крупных духовно-просветительских центров Северо-Восточной Руси, он славился своей библиотекой, в которой хранилось много греческих книг. В сочинениях преподобного Епифания содержится огромное количество приведенных по памяти цитат, которые свидетельствуют о том, что автор прекрасно знал Ветхий и Новый Завет, был хорошо начитан в святоотеческой и агиографической литературе, владел греческим языком.

  
Миниатюра, XVI век. Прп. Епифаний Премудрый изображен слева

В разное время Епифаний Премудрый побывал в Константинополе, на Афоне и в Святой Земле. Между 1379–1380 годами он стал иноком Троицкого монастыря на горе Маковец и учеником преподобного Сергия. В собрании рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранился Стихирарь, написанный в 1380 году, по мнению некоторых исследователей, Епифанием Премудрым. В 90-е годы XIV века, после кончины духовного наставника, Епифаний перебрался в Москву, где вошел в окружение митрополита Киприана. Тогда же он начал собирать биографические материалы о преподобном Сергии Радонежском и посвятил этому, по собственному признанию, два десятилетия, прежде чем осмелился приступить к составлению его жизнеописания. В Москве Епифаний Премудрый сблизился с иконописцем Феофаном Греком, который, по словам самого Епифания, «великую к моей худости любовь имеяше». В 1408 году во время нашествия на Северо-Восточную Русь войск ордынского князя Едигея Епифаний, успев забрать свои книги, укрылся в Твери, где его приютил архимандрит Спасо-Афанасьевского монастыря Корнилий, в схиме Кирилл. В 1409 году Епифаний вслед за другими троицкими монахами вернулся в обитель. В 1415 году он написал архимандриту Кириллу письмо, которое служит одним из немногих источников сведений о жизни и деятельности Феофана Грека. Из текста письма можно заключить, что его автор был также художником, во всяком случае, книжным графиком. По отзыву Пахомия Логофета, Епифаний Премудрый занял высокое положение среди насельников обители («бе духовник в велицей лавре всему братству»).

Преподобный Епифаний Премудрый получил известность прежде всего как выдающийся духовный писатель. Главным его сочинением является «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца». Работу над ним Епифаний Премудрый завершил, примерно, в 1417–1418 годах. После обретения мощей чудотворца он также написал «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию», а в конце 90-х годов XIV века – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа».

Преподобный Епифаний Премудрый обладал литературным талантом. Стиль его произведений отличается красочностью, эмоциональностью. Однако в то же время для них характерно стремление к точности, пристальное внимание к действительным фактам, к деталям из жизни святых, что делает его труды ценным историческим источником. Житие преподобного Сергия он писал как по собственным впечатлениям, так и на основе воспоминаний других современников Преподобного.

Кончину Епифания Премудрого относят ко времени после 1443 года, когда о нем в последний раз упомянул преподобный Пахомий Логофет: «...наконец у меня появилось непреодолимое желание как-то и каким-нибудь образом начать писать нечто малое из многого о житии преподобного старца. Тогда я нашел неких старцев, премудрых, рассудительных и разумных в ответах, и попросил их исполнить мое желание и рассказать мне о нем».

Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.


26 мая 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».