Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, первый архиерей-новомученик Русской Церкви

Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в сане митрополита Московского и Коломенского (1898–1912)
Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в сане митрополита Московского и Коломенского (1898–1912).

Священномученик Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в селе Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье сельского священника. Учился в Тамбовской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую окончил в 1874 году, и в том же году был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии, вел занятия в епархиальном женском училище и женской гимназии. После женитьбы и рукоположения во священника служил в Покровской соборной церкви города Козлова (ныне Мичуринск), а в 1883 году был перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви и назначен благочинным местных городских церквей.

Матушка отца Василия, а затем и единственный ребенок безвременно отошли ко Господу. 8 февраля 1886 года отец Василий принял монашеский постриг с именем Владимир, в честь святого равноапостольного князя Владимира, на следующий день был возведен в сан архимандрита, а 13 июня 1888 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 19 января 1891 года епископ Владимир был переведен на Самарскую кафедру, 18 октября 1892 года назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. С февраля 1898 года в течение пятнадцати лет владыка занимал Московскую кафедру, являясь священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры.

В 1906 году Святитель в должности заместителя председателя принимал участие в подготовке Поместного Собора.

Благодаря усилиям Высокопреосвященнейшего Владимира в Москве, в Лиховом переулке, в 1903 году открылся Епархиальный дом с храмом во имя равноапостольного князя Владимира, ставший на полтора десятилетия центром просветительской и миссионерской деятельности[1].

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, первый архиерей-новомученик Русской Церкви

Особое внимание Святитель уделял обители преподобного Сергия. В крипте Успенского собора, при усыпальнице Московских митрополитов, был освящен храм во имя всех святых[2], действовала лаврская типография[3], завершилась работа над составлением полной описи монастыря, были организованы мероприятия общегосударственного масштаба: в 1909 году в Лавре состоялся Первый Всероссийский монашеский съезд, в 1910 году прошли торжества, посвященные 300-летию обороны Лавры от польско-литовских захватчиков, а в 1912 году — празднования в честь 100-летия окончания Отечественной войны 1812 года. В 1907 году митрополит Владимир добился открытия в Московской духовной академии кафедры истории и обличения сектантства, что повлекло за собой открытие таких кафедр в других духовных академиях.

23 ноября 1912 года Святитель получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру. Во время Первой мировой войны митрополит Петроградский и Ладожский Владимир неоднократно участвовал во всенародных молебнах об одолении врагов, по его благословению были созданы фонд помощи семьям призванных на войну, комитет помощи беженцам, общий церковно-приходской лазарет.

В ноябре 1915 года владыка был переведен на Киевскую кафедру. И, словно предвидя предлежащее испытание, он был сильно удручен. На вопрос близкого ему человека: «Не лучше ли теперь уйти на покой?» — митрополит Владимир ответил спокойно: «Да, судя по человеческим соображениям, я с вами согласен. А по-Божьему как? Угодно ли испытывать и предупреждать волю Божию?»[4]

Осенью 1917 года Святитель участвовал в работе Предсоборного совета и Поместного Собора Российской Православной Церкви в Петрограде, а в декабре вернулся в Киев, где готовился начать свою работу Всеукраинский Православный Церковный Собор, к которому митрополит Владимир высказал резко негативное отношение, полагая, что он может быть использован националистическими силами для захвата высшей церковной власти и достижения незаконной автокефалии. Однако 19 января 1918 года первая сессия Собора была прервана в связи с приближением к Киеву Красной армии.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, первый архиерей-новомученик Русской Церкви

Выступая против неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя Владимира раздавались оскорбления и угрозы, оппозиционные настроения овладели частью украинских клириков и даже лаврской братии. С установлением власти большевиков в Киеве начали совершаться невиданные дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры. 25 января/7 февраля 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры. Он был в рясе, с панагией на груди и в белом клобуке. Его келейник Филипп передавал, что митрополит был спокоен — словно шел на служение Литургии. Святитель попросил дать ему время помолиться, воздел руки вверх и сказал: «Господи! Прости мои согрешения, вольныя и невольныя, и прими дух мой с миром». Потом благословил крестообразно своих убийц и еще не успел опустить руки, как послышались выстрелы. Помимо огнестрельных ран на теле священномученика было обнаружено множество колотых ран.

Тело мученически скончавшегося митрополита Владимира оставалось на месте убийства до утра следующего дня. Утром лаврский архимандрит отслужил там краткую литию. Тело Святителя было перенесено в Михайловскую церковь. В тот же день и в последующие дни служились заупокойные Литургии и панихиды в храмах Киево-Печерской Лавры и города Киева. Митрополит Владимир был погребен в Крестовоздвиженской церкви Ближних пещер — месте упокоения киевских митрополитов. На месте убиения митрополита его тайными почитателями был поставлен крест и по временам служились панихиды[5].

Мощи митрополита Владимира были обретены 1 июля 1992 года и покоятся ныне в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской в 1992 году. Память его совершается 25 января (7 февраля) — в день преставления; 14 июня (27 июня) — обретение мощей; в 3-ю Неделю (воскресенье) по Пятидесятнице — в Соборе Санкт-Петербургских святых; 30 июля (12 августа) — в Соборе Самарских святых; в первое воскресенье перед 26 августа (8 сентября) — в Соборе Московских святых; 28 августа (10 сентября) — в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих; 5 ноября (18 ноября) — в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов; в первое воскресенье после 25 января (7 февраля) — в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; 27 ноября (10 декабря) — в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)
7 февраля 2020 г.


[1] В Доме находилось Общество любителей духовного просвещения, а также другие церковно- общественные объединения: общества, братства, комиссии, разнообразные образовательные и просветительские курсы, здесь проводили чтения, лекции, собрания, вечера духовной музыки и другое.

[2] Всехсвятский храм перестал существовать в двадцатые годы вместе с закрытием Лавры. В 1981 году был восстановлен и освящен как храм всех святых, в Церкви Русской просиявших, с приделами в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) и Собора Радонежских святых.

[3] Лаврская типография была учреждена в 1894 году, а начала работать в 1895 году.

[4] Иоанн (Крестьянкин), архим. Слово в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских // Проповеди. Размышления. Поздравления. М.: Правило веры, 2006. С.34.

[5] За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917–1956. Биографический справочник. М., 1997. Кн. первая. С. 260–261.


7 февраля 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».