Слово в праздник Вознесения Господня. Святитель Филарет Московский

Зрящим им взятся, и облак подъят Его от очию их (Деян. 1:9). Зрящим одиннадцати апостолам вознесся Господь. Без свидетелей воскрес. При свидетелях возносится. Каменный, запечатанный гроб скрывал славу Воскресения во мгновение Воскресения. Светлое, прозрачное облако являет славу Вознесения, когда оно совершается. Отчего сия разность? Оттого, может быть, что, как воскресение Господа, после сошествия Его во ад, было шествие из ада в Рай, то негде было поставить свидетелей, а надлежало свидетелями оного быть отшедшим от земной жизни патриархам и пророкам. Вознесение же Господа, как шествие от земли на небо, естественно могло иметь свидетелями апостолов, стоящих на земле, и взирающих на небо. Притом, довольно было видеть Воскресшего после воскресения, чтобы свидетельствовать о самом Воскресении. А Вознесение с земнородной плотью на небо, надобно было видеть в самом действии, чтобы после о том свидетельствовать.

Возможно ли, скажет плотский разум, чтобы земнородная плоть вознеслась на небо? – Мы ответствуем: нет нужды умствовать о возможности дела, когда самое дело видели и засвидетельствовали люди, которые за истину сего свидетельства умереть не отреклись. Зрящим им взятся. Но только ли для уверения неверующих показал Господь Свое вознесение? – Без сомнения, и для поощрения верующих. Аще убо воскреснусте со Христом, говорит апостол; если, – скажем еще, – вы видели Его возносящагося на небо, и в сем новом торжестве Его также участвовать желаете: вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя; горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1–2).

Вознесение Господне.jpg

Вознесение Господне. Икона из Ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Что значит горняя мудрствовать? Не правда ли, что сие не довольно понятно? А если ты сего не понимаешь, то, хочешь или не хочешь, ты должен признаться и в том, что сего не делаешь, т.е. не мудрствуешь горняя. Ибо кто делает, тот уже знает дело, которое он делает. Если же не мудрствуешь горняя, то и не взойдешь в горняя, туда, идеже есть Христос одесную Бога седя. Но если ты не взойдешь туда, где Христос одесную Бога, то подумай, земнородный, что с тобой будет, когда видимые небо и земля прейдут, и вне горнего Царствия Христова ничего не останется, кроме ада? Смотри, как земля под тобою рушится, и ад разверзается. Нет иного средства спасения, как всею силою держаться за горнее. Надобно учиться горняя мудрствовать, а не земная.

Учиться мудрствовать! – Не устрашился бы кто сего требования. Не подумал бы, что его хотят подвергнуть многоразличным трудностям, с которыми сопряжено приобретение того, что на земли называют мудростью, и к которым должно причислить самые средства мирской мудрости, – множество учителей, один другому противоречащих, множество книг, не редко действующих как на глаз, так и на ум, только вредною пылью. Не опасайтесь. Учиться мудрствовать по Евангелию не то, что учиться мирской мудрости. Мудрствование горнее не столь зависимо от внешних средств, не требует столь многих пособий, не так ограждено трудностями, как мудрость мирская, хотя и оное пользуется внешними средствами, не отвергает пособий, не изъято и от трудностей своего рода. Апостол, который написал нам заповедь, горняя мудрствовать, пользовался средствами и пособиями земной мудрости, быв воспитан при ногах ученого Гамалиила: но потом все сие, равно как и другие преимущества, отверг, как тщету и уметы, за превосходящее разумение Христа Иисуса, и да Христа приобрящет (Фил. 3:7–8). Следственно, возвышался в мудрствовании горнем, не смотря на то, что в то же время отвергал средства и пособия земной мудрости. Другие апостолы только рыбарские сети вязать, а не книжные мудрования распутывать учились. Но сие не препятствовало им, не только успевать в мудрствовании горнем для себя, но и соделаться наставниками оного для самых мудрецов. Так и после апостолов. Святитель Василий Великий приобрел мудрость афинскую, и отдал ее в рабыню мудрованию евангельскому. Святой Арсений, также Великий, обладая ученостью еллинской и римской, находил себя довольно несведущим, а старца, необразованного египтянина, довольно сведущим, чтоб учиться у него начаткам духовной мудрости. И так мудрствование горнего, хотя и для мудрецов, еще высоко, но вместе и для младенцев довольно просто. Яко Ты, Отче Господи небесе и земли, утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем (Мф. 11:25).

Что же значит горняя мудрствовать? – Повторяю: если ты сего не понимаешь; то видно, что ты сего не делаешь. А если ты не мудрствуешь горняя: то нет сомнения, что мудрствуешь земная, и следственно это ты уже знаешь. И так, что ты делаешь, когда мудрствуешь земное, на пример, когда умудряешься, как бы сделаться богатым? – Ты желаешь богатства, часто думаешь о нем, вымышляешь средства для приобретения и умножения оного. Самым делом употребляешь сии средства. Что ни делаешь, делаешь с намерением приобрести и умножить богатство. В обладании богатством полагаешь свое благополучие. По сему примеру, можно сказать вообще, что мудрствовать земная, значит земного желать, о земном думать, земное делать, земное иметь в намерении, в земном полагать благополучие. Перемени предмет, и окажется, что значит мудрствовать горняя. Сие значит горнего, т.е. небесного, или иначе, духовного и божественного, желать. О небесном думать, небесное делать, или, по изречению евангельскому, делать дела Божия. Небесное иметь в намерении, в небесном полагать блаженство.

Как трудно! – подумают некоторые – чтобы небесное иметь и в мыслях, и в желаниях, и в делах. Для сего надобно земному человеку переменить и дела, и желания, и самые мысли. Не спорю, что это нужно, и что это не совсем легко. Но что же делать? Взойти на высоту труднее, нежели упасть в бездну. И так лучше ли упасть в бездну?

Трудно мудрствовать горняя: но не трудно ли мудрствовать и земное? Легко ли, например, для человека любостяжательного принятое им мудрование? Он трудится день и ночь, лишает себя пищи и покоя. Иногда оставляет дом, удаляется от близких сердцу. Проходит сушу, пускается в море, нисходит в глубину земли. Мучится то алчбою приобретения, то заботою сбережения, то страхом возможной, или отчаянием действительной потери. Если такие трудности заставляет переносить мысль, обогатиться на земли сокровищем тленным, на краткое время: не ужели не стоит подвига мысль, приобрести горнее сокровище, нетленное, на веки?

Трудно земному человеку мудрствовать горняя, однако же и зерно пшеницы, погребенное в земле у ног твоих, не мудрствует ли горняя своим образом? Оно разверзается, пробивается ростком сквозь землю вверх, борясь с ее и своей тяжестью, растет выше и выше. И, стремясь непрестанно горе, процветает и приносит плод. Не ужели ты думаешь, что земному человеку, меньше, нежели пшеничному зерну, дано силы возникнуть в горнюю область по роду своему?

Трудно земному человеку мудрствовать горняя: но полно земной ли ты, человече? То ли собственно человек, что из земли берется, и в землю возвращается? Не есть ли сие только одежда твоя, или, если угодно, темница твоя? А ты сам, истинный человек, – ты дыхание жизни, происшедшее из уст Самого Бога, по реченному: вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2:7). И так если, как земному, трудно, то, как горнему, не легко ли тебе мудрствовать горняя? Трудно ли огню идти горе, где его естественная область? Трудно ли камню падать на землю, где он родился? Трудно ли духу человеческому стремиться к горнему, приближаться ко Всевышнему? Если падение ветхого Адама превратило стремление человека от горнего к дольнему и преисподнему: то Воскресение и Вознесение нового Адама, Богочеловека, Иисуса Христа, не с сугубою ли силою обратило сие стремление в первоначальное направление, не поставило ли лествицу к небесам? Сошествие Святого Духа не возжгло ли в человечестве духовно горящий огнь, естественно горе идущий, и горе влекущий то, в чем он обитает?

Еще ли трудно и после сего мудрствовать горняя, хотя бы для сего надлежало и дела, и желания, и мысли переменить? Но как оставить земные дела, желания и мысли, когда земное нас окружает, когда земное нам необходимо для земной жизни? Примечай за собою, как оставляешь ты горнее, для земного мудрования, и найдешь очень простой способ оставлять земное для горнего. Ты сокращаешь для себя время дел благочестия, чтобы иметь более времени для дел мирских; иногда идешь во храм Божий, а между тем еще думаешь о том, что занимает тебя в доме твоем, даже иногда в то время, как стоишь телом во храме молитвы, мысль твоя уходит туда, куда влечет ее земное мудрование, или страсть в тебе господствующая; самые духовные упражнения твои повреждаются приходящими среди их земными воспоминаниями. Поступай противным сему образом. Делай дела, необходимые для земной жизни: но старайся не простирать их далее необходимости, и по мере возможности освобождать себя от сей работы, в свободу дел благочестия. Не только предстоя Богу во храме, удерживай мысль от уклонения к земным вещам, но и вне оного, когда по необходимости занимаешься вещами земными, отвлекай от них мысль и желание, и возводи к небесам и к Богу. Когда идешь на дело мирское – воспоминай Бога, и проси Его благословения и помощи; когда входишь в покой от сего дела, воспоминай Бога, и благодари Его за помощь в труде и за дар покоя. Так можно со всяким земным, закону Божию не противным, упражнением соединять духовное мудрствование, и, так сказать, все земное и видимое превращать в горнее и духовное. Егда воззриши на солнце, учит святой Макарий, ищи истинного солнца, яко слеп еси. Когда простреши взор на свет, обратися оттуда очами к душе твоей, и виждь, имееши ли в ней истинный и благий свет, сиречь Господа (Беседа 33).

Свет Господа нашего Иисуса Христа да просвещает, дух Его да укрепляет, последование слову и житию Его да возводит каждого из нас к мудрствованию горнему на земли, а чрез то и к блаженному лицезрению Его на небесах, идеже есть Христос одесную Бога седя. Аминь.

Источник: Свт. Филарет, митр. Моск. и Коломенский. Слова и речи. Т. 2.



28 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».