Икона Вознесения

Икона Вознесения

Икона любого праздника вдохновляется соответствующими литургическими текстами. Богослужение праздника Вознесения Господня строится вокруг повествования Евангелия от Луки (Лк. 24:50-53) и Книги Деяний (Деян. 1:9–11). О событии Вознесения упоминает и апостол Павел: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес...» (Еф. 4:10); значение события подчеркивает и Псалтирь: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» (Пс. 23:9). Двое «врат» означают два метафизических полюса земли и две крайние точки пути спасения. Бог спускается до двери ада, сокрушает ее и возносится затем до двери неба: «Своим схождением низложившаго супостата, и Своим возшествием вознесшаго человеки, священницы, пойте, людие, превозносите во вся веки» (тропарь 8-й песни 1-го канона Вознесения).

Пессимизм Иова констатирует: «Нисшедший в преисподнюю не выйдет...» (Иов. 7:9). Но праведная Анна пророчествует в своей молитве: «Господь... низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар. 2:6). Праздник возвещает о победе над смертью и адом, и Предание с особенной силой указывает, сколь велико то, что достигнуто в результате. Так святой Иоанн Златоуст замечательно подводит итог завершению спасения: в человечестве Христа все человечество окончательно возводится на небеса, наше вечное бессмертие осуществлено окончательно. Отныне «наше жительство – на небесах» (Флп. 3:20). Более того, Отец совоскресил нас и «посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6); во Христе апостол Павел уже созерцает, предвосхищает пришедшее Царство.

Апостолы, как сказано в Евангелии, поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великою радостью», и богослужение праздника преисполнено этой радости. Спасение свершилось, но объективно завершенное дело Христа еще должно быть субъективно усвоено каждым человеком. «Подняв руки Свои, благословил их, – говорит святой Лука. – И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51). Господь вознесся, благословляя, и именно это служит композиционным стержнем иконы. Благословение это ведет за собой Пятидесятницу, дарование Святого Духа (прекрасно изображение этого события в Везеле, Vézelay). Можно сказать, что икона Вознесения представляет собой эпиклезис Пятидесятницы: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16). Эпиклезис – молитва к Отцу о ниспослании Святого Духа; это непрестанно воспевает праздничное богослужение: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением» (тропарь Вознесения). Господь вознесся, чтобы «вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя, еже освятити души наша...» (стихира на стиховне, глас 6-й). Источник радости, охватившей апостолов, несмотря на расставание с Христом, ясно виден, ибо они помнят Его обещание: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Антиномия для рассудка и очевидность для духа выражены в кондаке праздника: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже oтлyчаяcя, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы». После Вознесения характер присутствия Христа становится иным, уходит внутрь. Теперь Он уже не предстоит Своим ученикам, Он в них; Христос присутствует в каждом проявлении Святого Духа, как Он присутствует в Евхаристии.

Все эти аспекты единой тайны спасения и отражает весьма насыщенная богословским содержанием икона Вознесения. Она без изменений воспроизводит древнейшее изображение, известное по сосудам Монцы (Monza) V и VI веков. Рассматриваемая икона принадлежит московской школе иконописи, близкой Андрею Рублеву, и датируется XV веком. Чтобы икона «заговорила», необходимо безмолвно сосредоточиться. Нужно отдаться ее благодати, постепенно подводящей к самой сути того, о чем возвещает икона. В своем строгом и выразительном лиризме композиция являет дивную гармонию, в которой поет каждая деталь. Слышится торжественное звучание аккорда: «Горе (т.е. вверх, ввысь) имеим сердца» (Sursum corda).

Как и в евангельском рассказе, центральная тема иконы – заповедь Господня: быть вместе в ожидании, что исполнится Его обетование. Это Церковь, на которую изливается преизобилие благодати. Примечательно, что аналогичная композиция с обратным направлением движения Христа представляла бы собой Второе пришествие Господа, Парусию. Так встречаются альфа и омега. Церковь благоговейно ждет, когда Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом (Деян. 1:11). Христос – Глава Церкви, Богоматерь – ее образ, апостолы – ее основание. Под знаком неотъемлемого благословения апостолы вступают в свое делание церковного созидания.

Пальцы воздетых рук ангелов и стопы Богоматери образуют вершины симметричного треугольника; эта фигура, четко выделяющаяся по отношению к апостолам, явно выражает запечатленную в Церкви идею троичности: незыблемое Отчее начало символизируется Девой, Божественные свершители спасения, Слово и Дух, – ангелами. Кроме треугольника другой священный геометрический образ композиции – круг, вписывающий фигуры апостолов; это – круг Церкви, он как бы отображает небесный круг, в котором изображен Христос. Вертикаль, соединяющая головы Спасителя и Богоматери, делит всю икону на две равные части и, пересекаясь с линией горизонта, образует правильной формы крест.

Христос изображен в сиянии Своей славы, наполняющей космические сферы. В Своем Вознесении Он поддерживается двумя ангелами. Их одежды имеют такой же цвет, как и одежды апостолов. Это – ангелы Воплощения, их присутствие указывает на то, что Христос отделяется от земли в Своем земном Теле, что после Вознесения не нарушается Его связь с землей и с верующими, связанными с Ним Его Кровью. Правая рука Христа простерта в благословении, в левой Он держит свиток Писания. Он источник благодати-благословения и слова-учения. Вознесение не прерывает Его миссии.

Изображенные посреди апостолов два ангела в белых одеждах возвещают о том, что возносящийся Христос снова придет во славе; это аллюзия на слова апостола Павла: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2 Кор. 13:1), т.е. свидетельство двух ангелов – истинно.

Богоматерь занимает центральное место, Она – ось группы на переднем плане. Она особенно выделяется на окружающем фоне благодаря белизне ангелов. «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», Она – предуставленный центр, в котором сходятся мир ангельский и мир человеческий, небо и земля. Однако Христос восседает одесную Отца на небесах, «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства... Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Εф. 1:20-23). Будучи образом Церкви, Богоматерь изображается ниже Христа. Ее отношение двояко: «Оранта», перед Богом Она Заступница, перед лицом мира, Она, Пречистая, – святость Церкви. Ее неподвижность отражает незыблемую истину Церкви. Изящество, почти прозрачная легкость силуэта Богоматери контрастирует с мужественно-динамичными фигурами окружающих Ее апостолов. Устремленность Богоматери ввысь, Ее руки, словно приносящие дар и молящие за мир, красноречиво говорят о том, что она обозначает Церковь. Три звезды, на голове и на плечах, символизируют, как всегда, Ее Приснодевство – до Рождества, в Рождестве и по Рождестве.

Две равные группы апостолов, окружающих Богоматерь, образуют полный круг, подчеркнутый движением рук ангелов, и изображают Церковь, вписанную в этот священный знак вечности и любовного согласия Отца и Сына. Динамичность фигур апостолов выражает идею их проповеднической миссии, множественность языков и способов передачи единой истины. Цвета их одежд отражают «разноцветную одежду» Божественной Невесты – Церкви, единство во множестве: по образу Единого, изливающегося в Трех, и Трех, соединенных в Едином. Группа слева, вместе с ангелами, отражает устремленность души ввысь, группа справа созерцает Богоматерь – сокровенную тайну Церкви, источник воды живой, святость. Удивительное мастерство иконописца, через контраст неподвижности и движения, позволяет нам ощутить Вознесение Господне, которое, кажется, происходит на наших глазах.

Возглас «Горе имеим сердца!» будто звучит и призывает всех и каждого внять радостной вести: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования», ибо, соединив земное с небесным, Христос говорит любящим Его: «Я с вами, и никтоже на вы» (кондак праздника).

Фоновый пейзаж как бы проводит границу неба и земли, однако кроны четырех деревьев на Елеонской горе выходят за эту границу, четко показывая, что природа участвует в космической литургии: Бог устремлен к миру, а мир – навстречу своему Царю. Сочетание зеленого и цвета слоновой кости тонов говорит о освобождении по благодати. Все на иконе охвачено настроением умиротворенности и молитвенного славословия, ибо радостные надежды тела Церковного устремлены к Главе. Богослужение и призывает нас помнить грядущее и надеяться на то, что уже есть.

Источник: Евдокимов П. Искусство иконы. Богословие красоты. Тверь: Христианская жизнь, 2005.


29 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».