Слово в первую Неделю Великого поста. Митрополит Платон (Левшин)

Наступило время святого поста, время, верным благоприятное, но неверующим и слабым скучное и отвратительное. Как кто вещь какую понимает, так к ней и расположен бывает. Как сердцем расположен, так ему и вещь представляется. От благого сердца, говорит Евангелие, происходит благое, а от злого сердца злое (Лк. 6, 45). Любящим Бога все, т.е. и самые противные приключения, споспешествуют во благое (Рим. 8, 28). А не любящим Бога все, и самое доброе, обращается во зло. Не по тому, аки бы доброе было причиной зла, но что развратное сердце и самое доброе в зло себе обращает.

Слово в первую Неделю Великого поста. Митрополит Платон (Левшин)

Приложи всякий сии мысли к святому посту. Увидишь, что благочестивая душа приемлет его с радостью, пользуется им и услаждается. А душа, в вере слабая, в любви к Богу прохлажденная приемлет его с тягостью или совсем не приемлет, ибо происходящего от него добра мало понимает.

Верный знает состав свой, что он сложен из тела и души. Знает, что душа есть превосходнее тела. Иные выгоды души, иные тела и душевные выгоды должно предпочитать телесным. Зная сие, верный как пост поймет и как его примет? Он его считает пищей души. «Пусть, – скажет, – тело несколько изнурится, только бы душа чрез то ободрилась. Пусть чувства несколько ослабнут, только бы силы душевныя укрепились». Было бы весьма безрассудно и вредно тело питать, а душу ослаблять, телесным склонностям давать волю, а душу содержать в неволе и рабстве. Так поступал великий Павел: умерщвляю, говорит, тело мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27). Но чем более он умерщвлял и порабощал тело, тем более для души приобретал жизни и свободы. Тем более и самое тело оживлял и творил свободным. Так поступает верный.

Но неверный, или слабый в вере, не знает своего состава. Не знает, что в нем есть душа бессмертная и богоподобная, ибо так живет, как бы в нем души не было и как бы он из единого состоял тела. Не Бог только, но и мы можем узнать такого слабого человека. Вот его несомненные приметы.

Он только думает о прибытках. Без меры и без конца заботится о умножении имения, не знает честности. Всякий способ к приобретению, каков бы он ни был, считает позволительным. В сладострастиях утопает. Ежедневные изыскивает способы к услаждению вкуса. Всякое постыднейшее дело для него не постыдно. Упражнения благочестивые, собрания церковные для него скучны и отвратительны. Всей душой он несется на позорища, зрелища, игры, увеселения. Все время в такой тщете проводя, о будущем не думает, да и думать боится, ибо такая мысль могла бы удержать, хотя и вреднейшие, но любимые его страсти. Такой человек, подумайте сами, как примет пост? Сие святое упражнение может ли в таковой душе найти себе место?

Верный и просвещенный словом Божиим знает, что первый человек создан в непорочности и удостоен блаженного состояния. Но, нарушив пост, т.е. воздержание, всего того лишился и подпал гневу Божию. Мы, потомки его, в ту же бездну несчастья ниспали. Но благодатью Христовой от того освобождены, однако, да уже во обновлении жизни ходити начнем (Рим. 6, 4). Помнит сие благочестивая душа и всемерно хранит воздержание, дабы паки не подпасть праотеческому несчастью и благодать Христову не сотворить тщетной.

Но неверный, или слабый в вере, не только об этом не думает, но едва ли и понимает. Если и понимает, но верить тому не хочет. Если бы и захотел, но не может. Ибо страстями униженные и порабощенные его мысль и сердце до такой благодатной высоты подняться не могут.

Верный понимает великое дело искупления нашего. Надлежало Богу сойти с небес, облечься в нашу плоть, пострадать и умереть поносным образом. Возможно ли, чтобы добрый христианин тогда жил во всякой роскоши, когда его Избавитель столько для него страждет? Чтобы он спокойно почивал в объятьях похоти плотской, когда его Ходатай для его спасения проливает кровь? Возможно ли, чтобы он не принес своему Избавителю малейшей жертвы воздержания, да и то не для Его пользы, но для своего блаженства?

Но неверный, или слабый в вере, сего не понимает. Вы сами видите, сколь превосходны и возвышенны эти истинны. Но он ползает по земле, пригвожден к чувствам, ими одними управляется. Будучи отягощен бременем страстей, на сию небесную высоту возвыситься не может. И потому апостол еще прибавляет, что развращенным людям безумием кажется самое таинство Креста: Слово крестное, погибающим убо юродство есть (1 Кор. 1, 18).

Верный ожидает своего воскресения, воскресения не души только, но и тела. Воскресения не к осуждению, но к прославлению и жизни вечной. Ожидая сего, ведает, что соединиться с чистейшим Богом иначе невозможно, разве очистив тело и душу. И так как разные обители у Отца Небеснаго (Ин. 14, 2), то потому и разные степени прославления. Чем более кто очистил душу и тело, тем высшего достигнет с Богом соединения и высшей славы. Сие очищение надлежит начать здесь, а совершится оно на небесах. Между многими благодатными способами, пост, или воздержание, есть наилучшее средство к очищению души и тела. Сей род, род нечистых пороков и страстей, ничим же изгонится, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

Но неверный, или слабый в вере, о сем мало помышляет. Едва ли ему когда придет в мысль подумать о своем воскресении. Довольно для него, чтобы сию жизнь кончить в удовольствии страстей. Ничего он так не страшится, как чтобы здесь чего не случилось противного желаниям его и выгодам. Так может ли ему время поста и воздержания быть благоприятно?

Но мы, будучи чадами Церкви, чадами воскресения, чадами, не столько родителей земных, сколько Небесного Отца, а потому более принадлежащими небу, нежели земле, сие благословенное поста время употребим в свою пользу. Покаянием и исправлением возвысим себя сколько нибудь от земли. Начнем здесь очищением приближаться к Богу, да удостоимся с Ним соединиться во блаженной вечности. Аминь.

Источник: Платон (Левшин), митр. Поучит. слова: в 17-ти т. Т. 17. – М.: Унив. тип., у Хр. Ридигера и Хр. Клаудия, 1797. С. 1-19.



21 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».