О первой неделе поста. Из писем о богослужении А. Н. Муравьева

Первая неделя Великого поста в Троице-Сергиевой Лавре

Первую неделю Великого поста святые отцы особенно посвящали безмолвию и подвигам духовным.

Один из великих отшельников, соотечественник и почти современник прп. Иоанна Дамаскина, св. Андрей, сперва просиявший славою своих добродетелей в пустыне Палестинской, а потом как ревнитель веры на Шестом Вселенском Соборе в Царьграде и наконец на архипастырском престоле Крита сложил в уединении своего вертепа умилительный канон покаяния, который с любовно приняла Церковь. Она узаконила читать его как верное выражение чувств всякого христианина, сокрушенного духом, дважды в течение поста: на великом повечерии первых 4-х дней его по частям, и весь сполна на утрени в четверток пятой недели. Сюда же присоединен и малый канон прп. Марии Египетской, бывшей образцом совершенства, какого может достигнуть раскаянный грешник при содействии благодати.

Из всех канонов, которыми так богата наша Церковь, самый пространный и замечательный – это Великий канон прп. Андрея Критского, потому что он духовными, весьма возвышенными созерцаниями объемлет оба Завета и в особенном свете освещает некоторые из важнейших лиц Священной истории, извлекая назидание даже из их падений и растворяя плач их собственными слезами. Каждая песнь начинается молитвенным воззванием, потом, как некое духовное зрелище, выступают перед нами праотцы, патриархи, судьи, цари и пророки ветхозаветные, связанные между собою цепью глубоких созерцаний; наконец, как бы изнемогая под их бременем, пустынный писатель обращается вновь на молитву и в изречениях евангельских притч ищет достойного выражения души своей к Богу. Вся же 9-я песнь как венец канона исключительно посвящена воспоминанию деяний Спасителя.

Внимая чтению этого умилительного канона, невольно воскликнешь из глубины сердца: Господи, если бы мы не имели святых Твоих за себя молитвенниками и твою благость, милующую нас, как дерзали бы мы воспевать тебя, Спаситель, которого непрестанно славословят ангелы?

И эту молитву произносит Церковь вслед за хвалебным псалмом, прерываемым трогательным пением: «Господи сил, с нами буди!..» на том же великом повечерии, которое называется мефимóнами (от греч. «мéф имóн о Феóс!», что означает «с нами Бог!»), ибо этот стих повторяется несколько раз.

Во все течение Четыредесятницы на утренних и вечерних служениях читаются книги Ветхого Завета; так с самой первой вечерни предлагаются в услышание верным книга Бытия и книга Притчей Соломоновых, поставляющая началом премудрости страх Господень. Одна, историческая, открывает нам высокое происхождение и первобытные судьбы мира, другая, нравственная, руководствует нас в делах жизни. А на 6-м часе – чтение прор. Исаии, столько же евангелиста, сколько и пророка, потому что он ясно говорит как бы современникам о грядущем Искупителе, соединяет собою оба Завета. Эти три книги полнотой исторических, нравственных и духовных созерцаний питают душу на пути покаяния.

В среду этой великой недели совершается первая Преждеосвященная литургия, соединенная с вечерней. Трогательные стихиры поются в назидание Церкви во время первой великопостной обедни, особенно располагающей душу к молитве. Особенно замечательно в этот день чтение притчей, которыми Соломон поучает нас.

Чтение Бытия по дням следует по порядку самой книги, но достойно примечания, что в дни Литургии, когда собирается более народа в храм, предложены две важнейших сказания о судьбе всего человечества: в среду – сотворение по образу Божию и по подобию, а в пятницу – горькое его преслушание и изгнание из рая.

В пятницу же перед окончанием обедни выносится посреди церкви и благословляется кóливо, т.е. вареные хлебные семена с сухими плодами, и поется канон на память вмч. Феодора Тирона, бывшего ратником и мучеником во дни гонений. Когда Юлиан Отступник, ругаясь над христианами, велел однажды, чтобы все продаваемое для пищи на торжищах цареградских окроплено было кровью идольских жертв, тогда св. Феодор явился во сне Пaтpиapxy, чтобы сохранить верных от осквернения, и предложил ему эту простую пищу для употребления в домах. С тех пор Церковь установила совершать ежегодно воспоминание его благой помощи.

Источник: Вечное / «L'Éternel» [правосл. журн]. – Аньер (Франция), 1948. С. 9-15.


20 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.