Слово в Неделю апостола Фомы. Митрополит Григорий (Чуков)

Слово в Неделю апостола Фомы. Митрополит Григорий (Чуков)

Святая Церковь воспоминает сегодня явление Господа ученикам в восьмой день по воскресении, чтобы уверить апостола Фому в истине этого воскресения. Когда в первый день воскресения Господь явился ученикам в отсутствие ап. Фомы и те сообщили ему, что Учитель жив и являлся им, Фома, пораженный этим сообщением, сказал, что поверит в это лишь тогда, когда своими руками осяжет гвоздинные язвы на Теле Господа. Господь пошел навстречу желанию Фомы и, явившись снова ученикам в восьмой день, предложил ап. Фоме осязанием ран на Его Теле убедиться в действительности воскресения Господа. Сомнения ума были побеждены очевидностью, и уверовавший Фома, радостный от разрешения сомнений, воскликнул с любовью и верой: «Господь мой и Бог мой!» Господь же в назидание ответил ему: «Ты поверил, потому что увидел; блаженны невидевшие и веровавшие»...

Мы живем в век критики и сомнений вообще во всех областях. В делах житейских, в предметах, подлежащих области разума, знания, взаимоотношений сомнение и критика необходимы: это — необходимое условие, без которого не достигнуть истины. Даже больше: жизнь так исполнена лукавства, что и при осторожности, при сомнении и критике можно подвергнуться обману со стороны людей злых, стремящихся достигнуть каких-либо своекорыстных целей. Так в вопросах жизни.

Но то же и в вопросах религии. И здесь бывают сомнения, которые необходимо уважать. Так, если человек усвоил веру только по преданию, по наслышке, не вдумываясь, то его долг, как разумно сознательного существа, спросить себя: почему он верит? Ведь Евангелие никому не навязывает убеждений, и Христос никогда не насиловал человеческой души; религиозные убеждения должны быть свободны и искренни. И чем серьезнее будут эти исследования, тем лучше для прочности веры: Евангелие имеет свои доказательства для всякого рода умов и для всяких состояний души; для одних оно проявляется в доказательствах, поражающих разум, у других оно касается сердца и совести, и когда таким образом обретена вера, когда таким образом достигнут душевный мир и уверенность в вечной жизни, тогда никакие богословы мира не смогут поколебать нашей веры...

Итак, сомнение может быть законно и исследование вопросов религиозных желательно. Но при этом важно, чтобы это сомнение исходило от искреннего желания узнать истину. Тогда оно явится залогом самой оживленной и деятельной веры, как это проявилось и у апостола Фомы.

При таком условии, при искреннем желании узнать истину ищите Бога, ищите серьезно и не только разумом, но непременно и совестью, и сердцем. Разум занимает свое подобающее ему место в религии. Но ведь ничто так неравномерно не распределено между людьми, как дарование ума; а между тем сердце и совесть являются для всех достаточно верными и прямыми путями для отыскания Бога. Этими путями все без изъятия могут притти ко Христу... Поэтому ищите Бога не холодным только разумом, который лишь исследует, критикует и решает; но со вниманием прислушивайтесь и к голосу вашего сердца, которое жаждет прощения, любви и мира, которое стремится к Богу во всех скорбях... Говорят совершенно верно, что нельзя согреться, только зная, из каких элементов состоит солнце и посредством каких законов оно озаряет нас, — для этого надо находиться под его благодатными лучами. То же самое происходит и с солнцем души: при благодатном озарении светом Христовым исчезнут все сомнения и укрепится вера.

Итак, ищите Бога, не бойтесь сомнений, лишь бы они исходили из серьезного желания найти истину; ищите Бога сердцем, внимайте голосу совести, подходите к Господу с сердечной мольбой об озарении, а главное, поступайте по правилам веры — творите дела, указываемые верой: вы верите, что Бог свят, — и ваша жизнь должна быть чиста; вы верите, что Бог есть любовь, — и вы должны проявлять в жизни любовь до самопожертвования. Исполняйте это, и вы увидите как ваша вера будет укрепляться и возрастать. Когда Христа спрашивали, что нужно делать, чтобы обрести жизнь вечную, Он отвечал: «Исполняйте заповеди»...

Вот при таких условиях, с таким настроением ищите Бога, отыскивайте истину. И тогда вы действительно «познаете истину, и истина сделает вас свободными» от ваших сомнений и недоумений, и вы, как апостол Фома, от души воскликнете с облегчением и радостью: «Господь мой и Бог мой!»

Митрополит Григорий (Чуков, 1870-1955), митрополит Ленинградский и Новгородский

28 апреля 1946 г.

Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд. МП РПЦ, 1946. № 6. – С. 24-26.


26 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».