Об артосе

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса «в честь и славу и в воспоминание славнаго Воскресения» Господа Иисуса Христа.

Под именем «артоса» разумеется хлеб с изображением на нем увенчанного тернием креста как знамения победы Христа над смертью или же с изображением Воскресения Христова. Самое слово «артос» — греческое и в переводе на русский язык означает «хлеб».

Историческое происхождение артоса следующее: апостолы, привыкнув вкушать трапезу с воскресшим Господом (Деян. 10:41), по Вознесении Его на небо и памятуя Его заветные слова: «Я с вами во все дни» (Mф. 28:20), ощущали живой верой невидимое присутствие Господа в своих собраниях, но не могли видеть Его плотскими очами.


Естественным выражением этой пламенной веры учеников в своего Учителя и желания иметь постоянное напоминание об Его пребывании с ними, было то, что приступая к трапезе, они оставляли не занятым то место, на котором восседал с ними Иисус Христос, а на столе против того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Каждый раз по окончании трапезы, вознося благодарение Богу, ученики поднимали эту часть хлеба, говоря: «Христос воскресе!» Когда же потом ученики Иисуса Христа разошлись в разные страны для благовествования Евангелия, они по возможности старались соблюдать этот обычай: каждый из святых апостолов, в какой бы стране не находился, приступая к трапезе в обществе христиан, оставлял место и часть хлеба в честь Спасителя, а по окончании трапезы вместе с остальными прославлял воскресшего Господа, возвышая часть хлеба, положенную на память о Нем. Что было принято первыми учениками Евангелия от апостолов и совершалось ежедневно, то Отцы Церкви последующих веков применили к празднику Воскресения Христова, чтобы навсегда сохранить в Церкви этот апостольский обычай.

Как у апостолов часть хлеба, полагаемая во время их собрания на месте, назначенном для Спасителя, напоминала им о воскресшем Христе, так, по намерению Святой Церкви, и в настоящее время артос, полагаемый во Святую Пасху в храме перед взорами верующих, должен служить им таким же напоминанием невидимого присутствия с ними воскресшего Господа.

Таким образом, приготовляя артос, Святая Церковь подражает апостолам и напоминает этим священным хлебом о явлении апостолам воскресшего Господа.

Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос крестной смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни. Такое значение артоса и раскрывается в молитве на его освящение. Кроме того, в этой молитве священник, призывая благословение Божие на освященный артос, просит Господа исцелить недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим артос. Освящение артоса происходит в первый день Святой Пасхи, после Божественной литургии, раздробляется же и раздается он после Литургии субботы Светлой Седмицы.

Источник: Вечное / «L'Éternel» // Православный журнал. № 5. - Аньер (Франция), 1948. С. 7-8.


25 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.