Явление Господа апостолам в восьмой день. Уверение Фомы

День Воскресения Христа окончился полным уверением апостолов в этом радостном событии, но один из них, Фома, «называемый Близнец, не был тут с ними». Когда ученики в радости сообщили ему: «Мы видели Господа», – он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Апостол Фома был человеком простых и прочно сложившихся воззрений, во всех важных вопросах он искал самого твердого удостоверения.

b9d1a0a83550d37b2dc06efe1ef66a02_s-15952.jpg

Уверование Фомы. Г. К. Блох, XIX век

Когда Иисус собирался с апостолами в Иерусалим ко гробу Лазаря, Фома, страшась погибнуть от рук иудеев, понуждал всех еще раз обдумать чрезвычайную опасность такого путешествия (см.: Ин. 11:16). Когда Господь в прощальной беседе сказал: «Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете», то Фома для полной ясности пытливо спросил: «Не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» (Ин. 14:5). Так и теперь характер не позволял Фоме уверовать с чужих слов, при всей его любви к собратьям. В его понимании, Христос истощил Свои силы на Кресте и был побежден смертью – какой же силою Он воскрес? Фома считал это невозможным. Но и отсутствие Фомы при явлении Господа апостолам в день Воскресения Его, и это упорство ученика в неверии были промыслите льны: для успеха грядущей проповеди Евангелия Воскресение Христа следовало удостоверить миру возможно более убедительнее.

Прошла неделя, в которую Господь не являлся апостолам, давая им возможность спокойно обдумать совершившееся и приучая их мало-помалу к новым обстоятельствам жизни без Его зримого присутствия. В следующее воскресенье «опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Как и прежде, Иисус пришел, «когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» Приветствовав апостолов миром, Спаситель обратился с мягким упреком к Фоме, который в своем стремлении к надежным и непоколебимым доказательствам закоснел в неверии. «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои», – осяжи собственными перстами рубцы от гвоздей, пробивших Мои руки, «подай руку твою и вложи в ребра Мои», пронзенные копьем, «и не будь неверующим, но верующим». Иисус исполнил желание, высказанное учеником, а уверяя в Своем Божественном всеведении, повторил слова Фомы, сказанные в Свое отсутствие. Подобным образом в начале Своего служения Спаситель возжег веру в Нафанаиле, который назвал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым, уразумев, что Иисус видел его, когда никто из людей не мог видеть.

Слушая слова Господа, осязая Его раны и видя Его Божественное всеведение, апостол Фома умилился сердцем и в полном соответствии со своим характером выразил твердое исповедание веры в Иисуса как Мессию: «Господь мой и Бог мой!» – Фома прямо назвал Учителя Богом, не ограничившись именем «Сын Божий», которым иудеи называли и пророков.

Обращая Свой взор в том числе и в будущее, к не пришедшим еще в мир христианам, которые не увидят Его проповедующим и чудотворящим среди людей, не будут иметь возможность осязать Его крестные раны, Господь сказал Фоме, что вера без очевидных свидетельств и знамений для Бога ценнее: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Вера в том действительно и состоит, чтобы внутренним духовным чувством принимать невидимое. И чем осязательнее знамения, тем менее достоинство веры человека. Господь ищет свободного движения к Нему нашего сердца. Он мог бы в один миг величайшим знамением привести к вере в Себя все человечество, но тогда многие религиозно незрелые души покорятся лишь из страха, а это недостойно Его Божественной любви. Спаситель и прежде свидетельствовал, что Ему более угодна вера не от чудес и знамений, но от Его слова истины, от Его Божественного учения (см.: Ин. 4:48; 6:26-27; 14:11).

Источник: С. Ю. Воробьев. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 545-547.


26 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».