Проповедь в день празднования в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры! Ныне празднова­ние Воскресения Христова соединяет Святая Церковь с праздно­ванием в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это название обращает нашу мысль прежде всего к Самому Богу, как Источнику жизни, давшему жизнь всему на земле и на небе. «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2:13), — говорит Господь устами Своего пророка.

26507.jpg

Икона Божией Матери «Живоносный Источник»

Христос, Сын Божий, имея жизнь в Себе Самом, как и Отец, приблизил снова к людям Источник жизни (см.: Ин. 5:26). Это было Слово жизни, полное благодати и истины (Ин. 1:14), давшее людям благодать на благодать (Ин. 1:16), из всего существа Своего источавшее благодать, как потоки воды живой, излучавшее свет жизни, распространявшее повсюду благоухание ее.

Изливались струи Божественной жизни из уст Христовых, как сказал Он Сам о том, обещая в беседе с самарянкой дать ей воду живую  (Ин. 4:10); изливались те же струи через бесчисленные благодеяния Христовы, оживлявшие души и тела людей, изливались через рождение водою и духом (см.: Ин. 3:5), когда сбывалось сказанное Христом: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21).

Однако, хотя человек во Христе приблизился лицом к лицу к Самому Божеству, Источнику жизни, приближение это у многих лишь внешнее, устами, а не сердцем (Мф. 15:18), из которого источники жизни (Притч. 4:23).

Пока не соединится этот источник жизни в человеке с Источником жизни Божественной, человек остается духовно мертв. Но чтобы соединился человек с Богом сердцем, необходимо изгнать из него мертвящее душу себялюбие, препятствующее вхождению в нее Бо­жественной любви, которая есть жизнь Божественная, «вода жизни». Для умерщвления себялюбия в сердцах людей, которые сами на это были не способны, не пощадил Своей жизни Сам Сын Божий, соединяясь с Которым, как ветви с лозой (см.: Ин. 15:1–9), люди могут умереть в Нем для греховного себялюбия. Нужно было, чтобы «ветхий наш человек» (т. е. наше себялюбие) был распят на кресте вместе с Сыном Божиим, чтобы через смерть Его умертвились в нас страсти наши. Но так как Он умер лишь для того, чтобы дать людям жизнь, то гроб Его и сделался истинным «живоносным источником». Об этом поем мы в дни Святой Пасхи: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа...», т. е. будем пить питие новое, из­водимое чудесно не из камня бесплодного, но из источающего источник нетления гроба Христова. И этот Источник жизни извел из Себя много других живоносных источников. Первый из них – Пречистая Богоматерь. Она – «Матерь Жизни», родившая Христа – Источника жизни. Она – Живоносный Источник, потому что через молитвенное Ее ходатайство о людях Бог дарует жизнь многим душам погибающим. Помогая Своими молитвами множеству людей погибающих обрести жизнь вечную, Божия Матерь открыла людям, как потоки воды живой, источник Своих чудесных, оживляющих душу и тело милостей.

Так живоносным источником Своих благодеяний сделала Она с древних времен посвященный Ей источник близ Константинополя. Постепенно этот источник в роще затянуло тиной и место, где он находился, заросло кустарником. В V веке случилось проходить там воину Льву Маркеллу. Он встретил там слепца, сбившегося с пути и изнемогающего от жажды. Лев отвел слепого под тень деревьев, а сам отправился искать воду. Неожиданно он услышал голос, что вода близ. Когда Лев продолжал искать воду в гуще деревьев, он снова услышал голос, который направил его под сень рощи и повелел почерпнуть той воды, напоить слепца, илом же этой воды исполнить его глаза. Воин внял велению и сделал так, как было сказано.

И совершилось чудо – слепой исцелился и отправился в путь без провожатого. И тогда Лев понял, Кто Сия, с древнего времени обитающая на сем месте.

Став, согласно предречению Божией Матери, византийским царем, Лев очистил и устроил источник, назвал его Живоносным и построил при нем храм в честь Божией Матери. Воспоминание об этом событии и празднуем мы сегодня.

Впоследствии царь Юстиниан, по особому откровению во сне и наяву, получил повеление искать исцеление от тяжкой болезни у воды Живоносного источника Божией Матери. Он исцелился там и создал новый храм, который потом снова перестраивался.

Много исцелений совершалось от Живоносного источника. Вы­здоравливали больные раком, чахоткой, водянкой, оспой... Один житель города Солунь, желавший посетить Живоносный источник, на пути умер, а перед смертью завещал спутникам прежде погребения вылить на него три ковша воды из источника. Когда это сделали, мертвый ожил и посвятил остальную жизнь Богу. У одного рабочего при строительстве храма у источника тяжелой мраморной плитой была придавлена нога и к удивлению всех оказалась целой, а каменотес, упавший со значительной высоты на каменную лестницу, также встал невредимым. При разрушении этого храма множество людей, бывших в нем, безопасно вышли, и тогда лишь храм пал. И еще много чудесных милостей изливала Матерь Божия через Свой Живоносный источник, Сама будучи таким Источником.

Не забудем и мы о «Живоносном Источнике», который всегда близ нас. Да не покрывается память о нем тиной забвения и житейских страстей! «От многих моих грехов немощствует тело», – говорится в церковной песни. Усиленно тогда прибегайте к Надежде не­надежных, взывая: «Ты ми помози... Приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе».

Как часто погибает душа наша и близких нам людей от неверия, пороков, страстей, а дерзновения молитвы у нас нет. К кому же прибегнуть, как не к Той, Которая явила Себя Живоносным Источником?

Впали ли мы или близкие нам в тяжкие недуги, почувствовали опасность приближающейся смерти, – где опять искать помощи, как не у Живоносного Источника? Ведь усиленные моления к Божией Матери нередко помогали и тем, кого врачи земные отказались лечить. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2014.



24 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».