Преподобный Силуан Афонский

Преподобный Силуан Афонский

Услышав имя прп. Силуана Афонского, многие вспомнят фразу «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Ее вполне можно назвать ключевой для всей жизни и аскетического делания прп. Силуана. Эти слова были откровением Божиим в ответ на вопрошание мон. Силуана, проведшего уже 15 лет в старательном соблюдении иноческих уставов. «Дважды я был в прелести, – пишет прп. Силуан. – Первый раз, в самом начале, когда я был молодым послушником, тогда Господь скоро помиловал меня. Второй раз уже от гордости, тогда долго я помучился, прежде чем Господь исцелил меня за молитвы духовника. Случилось это после того, как я принял некое видение. Великую пользу получил я: ум мой очистился, и душа обрела покой». Простой русский крестьянин из глубинки стал ярким столпом афонского иночества.

Прп. Силуан Афонский (в миру – Симеон) родился в 1866 г. в Тамбовской губернии, в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова. С юности Симеон пожелал принять постриг, однако отец настоял на поступлении сына на воинскую службу. В армии с особой силой проявился дар его мудрого совета.

Незадолго до окончания воинской службы, которую Симеон проходил в Санкт-Петербурге, он решил испросить благословения у о. Иоанна Кронштадтского. Не застав его, оставил записку со словами: «Батюшка, хочу пойти в монахи. Помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

Осенью 1892 г. Симеон прибыл на Святую Гору, был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь. Воспитывался в атмосфере афонской духовной традиции: пребывая в непрестанной молитве Иисусовой, посещении длительных монастырских богослужений, посте, частой исповеди, причащении Святых Христовых Таин, чтении духовных книг и труде. Послушанием его была тяжелая работа на мельнице, затем хлопотливый труд эконома, заведование мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет – торговой лавкой.

p1at0ue0o913od1p2m5ko707g9t4.png

В 1896 г. он был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 г. – в схиму с оставлением прежнего имени.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, святой никогда не стремился к удалению в пустынь. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от мирских помыслов для молитвенного предстояния Богу, зная, что это самый краткий путь ко спасению. Любовь к Богу, заложенная в детстве, воспитанная благочестивой атмосферой семьи, выразилась сначала в детской молитве за обижающих, а потом, в монашестве, в пламенной молитве за весь мир. Об этом свидетельствует сам подвижник: «С малых лет молился я о тех, кто меня обижал; я говорил: "Господи, не поставь ему грехов за меня"». Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез». Он достиг таких духовных высот, что прозревал человеческие судьбы, открывая тайны душ. Преподобный призывал всех к пути спасительного покаяния. 11 сентября 1938 г. старец Силуан мирно скончался.

В 1988 г. прп. Силуан причислен к лику святых Константинопольской, а в 1991 г. – Русской Православной Церковью. Задолго до канонизации прибывавшие в Пантелеимонов монастырь паломники совершали поклонение честной главе старца в Покровском храме обители. От прп. Силуана остались писания о сущности христианской жизни и монашеского делания, переведенные на многие языки и получившие большую известность.

На Афонском подворье в Москве находится икона прп. Силуана, написанная на Святой Горе Афон, с частицей его святых мощей. Каждую среду перед ней совершается молебное пение с акафистом святому. В прихрамовом здании подворья в год 60-тилетия со дня блаженной кончины старца в 1998 г. была устроена часовня в его честь.


Тропарь прп. Силуану Афонскому, глас 2
Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.

Кондак прп. Силуану Афонскому, глас 2
Смиренномудрия исповедниче предивный/ и человеколюбия Духом Святым согреваемая доброто,/ Богу возлюбленне Силуане,/ о подвизе твоем Церковь Российская радуется,/ иноцы же Горы Афонския и вси христианстии людие,/ веселящеся, сыновнею любовию к Богу устремляются./ Егоже моли о нас, равноангельне боговедче,// во еже спастися нам, в горении любве тебе подражающим.




24 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».