Образование богадельни при Введенском храме

Образование богадельни при Введенском храме

К концу XV – началу XVI вв. при Введенском храме (что на подоле) Сергиева Посада образуется богадельня, приют для немощных («леж­ней»). Появление богадельни объясняется, прежде всего, необходимостью оказать христианскую любовь тем стран­никам и немощным, которые смотрели на Троицкий монастырь как на последний оплот надежды. С другой стороны, удобное расположение храма на перекрестке дорог могло способ­ствовать достаточному материальному обеспечению бога­дельни. Как верно отмечает иером. Арсений, появление богадельни было точным исполнением духовного завеща­ния прпп. Сергия и Никона Радонежских о страннолюбии и нищелюбии как основе иноческой жиз­ни. 

Прп. Епифаний пишет, что преподобный Сергий «за­поведал насельникам обители давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим. Он говорил: "Ес­ли вы сохраните мою заповедь без роптания, то получите награду от Господа, и по моем отшествии от этой жизни обитель процветет и нерушимо простоит многие годы благодатью Христовою". Рука его была простерта к просящим, как полноводная тихо струящаяся река. ...Странники и нищие, особенно болящие, по многу дней оставались в обители, пользуясь полным довольством и покоем и получая еду, сколько ни попросят, как заповедал святой старец, – обычай сохраняется в монастыре и поныне».

Проф. Е. Е. Голубинский считает, что «есть немалая вероятность усвоять заведение богадельни при монастыре самому Сергию. Заведенная преподобным или же спустя некоторое время после него, богадельня была поставлена под монастырем у Пятницкой церкви при большой Московской дороге».

Есть следующие свидетельства о существовании бо­гадельни в начале XVI в. Это, прежде всего, упоминание в рукописном обиходнике лаврской библиотеки № 269: «В неделю сырную ходит игумен [Троицкий] ко Вве­дению на Подол прощатися, а делит нищих по две меры меда белаго да по две меры пива обычнаго». Пергаментный синодик лаврской ризницы № 2, л. 79 за 1544 г. свидетель­ствует о двух иноках – Феодосие и Кирилле, что они «От Введения Пречистыя с Подола». В том же синодике за 1542 г. (л. 193 об.) упоминается Евдоким – «из богадельны с Подола». В записях 1531 г. и 1536 г. отмечены «иноки Селиван и Пафнутий – подольные старосты», т. е. подольные строители или смотрители.

Иеромонах Арсений относит возникновение бога­дельни на Подоле ко 2-ой половине XV в., говоря о посещении в 1478 г. прп. Иосифом Волоцким Троицкого Сергиева монастыря. Он полагает, что, заметив здесь богадельню на Подоле с Введенской церковью, преп. Иосиф то же самое учредил и при своем монастыре. Далее приводится цитата из жизнеописания преподобного, со­ставленного П. С. Казанским: «Преподобный Иосиф Воло­коламский построил подле монастыря странноприимницу и при ней церковь в честь Введения во храм Пресвятой Бо­городицы, велел покоить болящих и страждущих, кормить всех бедных, поставил здесь особого смотрителя, и эта странноприимница получила название Богорадного монастыря». В то же самое время из оригинального текста П. С. Казанского сделать такой вывод крайне затрудни­тельно. Приведем цитированный иером. Арсением текст полностью. 

«В один год в Волоколамской области был го­лод. Не имея насущнаго пропитания, поселяне стеклись к Обители Иосифа, прося хлеба. В продолжение всего это­го несчастнаго времени Иосиф питал около семисот чело­век, кроме детей. Чтобы дать приют некоторым из них, и особенно детям, Иосиф построил подле монастыря странноприимницу и при ней церковь в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, велел покоить болящих и страждущих, кормить всех бедных, поставил здесь особаго строителя, и эта странноприимница получила название Богораднаго монастыря». 

Очевидно, что поводом к построению богадельни послужил голодный год, а не предполагаемое иером. Арсением впечатление от виденного подле Троицы странноприимного дома.



Источник: Гедеон (Губка), игум. Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, Пятницкое подворье, 2007.




24 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».