Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского

Благочестивые супруги происходили из знатных боярских семей. Можно полагать, что вступление их в супружество относится к концу 90-х годов XIII века или рубежу XIII–XIV веков.

Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского

Вотчина преподобного Кирилла — селение Варницы — располагалась в нескольких верстах к северо-западу от Ростова, и в конце XIII и в первой трети XIV века преподобный состоял на службе у ростовских князей. Это были тяжелые времена. Князьям приходилось часто ездить на поклон в Орду. Боярин Кирилл, как один из самых близких к ростовским правителям людей, не раз сопровождал князей в этих опасных путешествиях, из которых многие князья и бояре не возвращались, погибая за отеческую веру. Большие скорби испытывала преподобная Мария, провожая мужа и прощаясь с ним, как перед смертью. Но Господь слышал ее молитвы и хранил преподобного Кирилла.

Супруги предпочитали суете княжеского двора простую, уединенную жизнь в загородной усадьбе. Преподобный Епифаний Премудрый и иеромонах Пахомий Логофет (Серб), первые агиографы преподобного Сергия Радонежского, не называют село, в котором проживали его родители, но отмечают, что в усадьбе Кирилла и Марии была церковь, где они вместе молились. Преподобные Кирилл и Мария строго соблюдали церковные каноны, любили храм Божий, особенно заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, раздавали щедрую милостыню. Не пренебрегали они и обычным сельским трудом. В житии преподобных сохранилось свидетельство о посещении их дома ангелом.

Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского

Чад своих Кирилл и Мария воспитывали в смирении, целомудрии и любви. Под старость боярин Кирилл испытал горькую нужду. Поездки с ростовскими князьями в Орду, необходимость преподносить дорогие подарки ордынским вельможам, без чего не обходились эти путешествия, и платить непосильную дань, жестокий голод и больше всего, как пишет преподобный Епифаний Премудрый, «великая рать», или нашествие Туралыково в зиму 1327/1328 года, крайне неблагоприятно отразились на материальном положении семьи.

В 1333 году вместе с ближайшими родственниками преподобные Кирилл и Мария были вынуждены переехать из Ростова в окрестности села Радонежское. Здесь они поселились вблизи церкви Рождества Христова. Их сыновья Стефан и Пётр женились и завели собственное хозяйство. Весной 1340 года после смерти великого князя Иоанна I Даниловича Кирилл получил возможность уйти со службы, чтобы вместе с женой Марией постричься в монашество. Средний сын Варфоломей (преподобный Сергий) также желал принять иноческий постриг. Праведные Кирилл и Мария были горячими почитателями монашеского жития, но они просили Варфоломея повременить с исполнением своего намерения, и благодатный сын с великой любовью согласился остаться с родителями. Он прилагал все старания, чтобы упокоить их старость и заслужить их благословение и молитвы.

Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского

В конце жизни преподобные Кирилл и Мария, оставив всякое земное попечение, постриглись в монашество. В Покровском Хотькове монастыре провели они свои последние дни в непрестанной молитве и богомыслии, приняв схиму — великий ангельский образ. Похоронив супругу, постригся в монашество и старший брат Варфоломея — Стефан.

В течение сорока дней после смерти преподобных Кирилла и Марии братья Стефан и Варфоломей оставались в монастыре, молясь об упокоении своих родителей и совершая в их память дела милосердия. И потом святой игумен часто приходил в Хотьков монастырь, чтобы помолиться у гроба родителей, поклониться их святым мощам и совершить заупокойное богослужение.

Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского

В год 600-летия со времени преставления преподобного Сергия (1992) Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил преподобных местночтимых Радонежских святых — схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию — к лику святых угодников Божиих для общецерковного почитания.

Память преподобных Кирилла и Марии совершается 18/31 января, 28 сентября/11 октября, 23 мая/5 июня — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Источник: Собор Радонежских святых : Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2021. — С. 14–17.



31 января 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».