Положение честного пояса Пресвятой Богородицы (395-408)

Согласно преданию, отраженному в Минологии византийского имп. Василия II (95-1025), пояс и риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и сохранялись в Палестине. При имп. Аркадии (395-408) пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесен в Константинополь и торжественно установлен в церкви Халкопратии (греч. «медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан императорской печатью с указанием точной даты Положения ризы – 31 августа (юл. календ.).

Риза Богородицы с V в. хранилась в другом очень почитаемом храме во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью имп. Аркадия св. блгв. царицей Пульхерией (399-453).

Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, ее она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». Патр. Тимофей I (511-518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.

polozhenie_pojasa.jpg

Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии

Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения пояса на части исторические источники сообщают, что пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с ризой. Русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, поклонялись там «ризе и поясу» Богоматери.

Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери.

Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX в. известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево».

В царствование имп. Льва Мудрого (886-911) от пояса Богоматери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа. Ей было видение, что она будет исцелена, когда на нее возложат пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху, святитель снял печать и открыл ковчег со святыней. Пояс оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил его на больную императрицу, и она исцелилась. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Божией Матери.

В X в. Пояс Богородицы был разделен на части, которые оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. вмч. Лазарь I Хлебельянович (1372-1389), благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия), подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.

14u7c34ph4.jpg

Пояс Пресвятой Богородицы

В Ватопедском монастыре Пояс разделили еще на две части. Одну поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, страждущие исцелялись. Монахи обители делают маленькие пояски, освящают на поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Они помогают в исцелении рака и других заболеваний, а также бесплодия у женщин.

В Троице-Сергиевой Лавре в храме преподобного Никона Радонежского хранится и доступен для поклонения верующих ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы.


Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево,/ человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати// и душам нашим велию милость.


Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,// христиан похвало.


13 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».