Священномученик Мирон (Ржепик), последний настоятель «малой Лавры»

Пятницкое подворье Лавры имеет непосредственную связь с историей Московской духовной академии. Весной 1919 г. после закрытия МДА, академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье. А после закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 21 октября 1919 г. часть монахов осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая Лавра». Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до закрытия храма в 1928 году здесь совершались уставные монастырские богослужения. 

Отец Мирон служил в Пятницком храме в уникальное и крайне трудное время для Лаврского и Академического духовенства. 5 апреля 1930 года протоиерей Мирон был арестован и 13 сентября 1937 г. расстрелян. 

Прот. Мирон Ржепик был канонизирован 6 октября 2006 г. и присоединен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Служба святому совершается на Всехсвятском подворье Лавры.

Вид на Пятницкое подворье с лаврской колокольни

Свя­щен­но­му­че­ник Ми­рон ро­дил­ся в чеш­ской бла­го­че­сти­вой ка­то­ли­че­ской се­мье от Иоан­на и Ма­рии Рже­пи­ков 21 ап­ре­ля 1885 г. в де­ревне Куч­ка­ров­ка Луц­ко­го уез­да Во­лын­ской гу­бер­нии. 2 мая 1885 г. он был кре­щен в Луц­ком ка­фед­раль­ном ри­мо-ка­то­ли­че­ском ко­сте­ле с име­нем Ми­ро­слав. Вос­при­ем­ни­ка­ми при Свя­том Кре­ще­нии бы­ли: Иосиф и Ма­рия. В 1887 го­ду вся се­мья Рже­пи­ков при­со­еди­ни­лась к Пра­во­сла­вию в том же го­ро­де Луц­ке, а Ми­ро­сла­ва на­рек­ли име­нем Ми­рон в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Ми­ро­на Ки­зи­че­ско­го, па­мять ко­то­ро­го со­вер­ша­ет­ся 17/30 ав­гу­ста. В 1900 г. Ми­рон за­кан­чи­ва­ет Кле­ван­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и посту­па­ет в Во­лын­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую за­кан­чи­ва­ет в 1906 г. по пер­во­му раз­ря­ду и удо­ста­и­ва­ет­ся зва­ния дей­стви­тель­ный сту­дент. 

С 1906 г. по 1910 г. он сту­дент Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, ко­то­рую окон­чил со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. 7 сен­тяб­ря 1910 г. он на­прав­ля­ет­ся препода­ва­те­лем в Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.

Же­нив­шись на Ели­за­ве­те Пет­ровне, Ми­рон Ива­но­вич 7 ок­тяб­ря 1912 г. при­ни­ма­ет сан свя­щен­ства и на­прав­ля­ет­ся за­ко­но­учи­те­лем в Лу­бен­скую учи­тель­ную семи­на­рию Пол­тав­ской гу­бер­нии, а уже 2 сен­тяб­ря 1915 г. его пе­ре­во­дят в Ка­шин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию Твер­ской гу­бер­нии в ка­че­стве пре­по­да­ва­те­ля Священ­но­го Пи­са­ния и вре­мен­но ис­пол­ня­ю­ще­го обя­зан­но­сти ин­спек­то­ра.

По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 г. все Ду­хов­ные учре­жде­ния со­вет­ской вла­стью бы­ли упразд­не­ны. С 1918 г. Ка­шин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию реорганизова­ли в шко­лу вто­рой сту­пе­ни, где М.И. Рже­пик стал пре­по­да­вать в ней ино­стран­ные язы­ки и чер­че­ние. 

В ап­ре­ле 1926 го­да отец Ми­рон пе­ре­ез­жа­ет в г. Сер­ги­ев (ныне г. Сер­ги­ев По­сад) и на­зна­ча­ет­ся на­сто­я­те­лем Пят­ниц­ко­го хра­ма, на ме­сто умер­ше­го на­сто­я­те­ля про­то­и­е­рея Ев­ге­ния Алек­сан­дро­ви­ча Во­рон­цо­ва, где вско­ре воз­во­дит­ся в сан про­то­и­е­рея.

Пятницкое подворье Лавры имеет непосредственную связь с историей Московской духовной академии. Весной 1919 г. после закрытия МДА, академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье. А после закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 21 октября 1919 г. часть монахов осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «малая Лавра». Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до закрытия храма в 1928 году здесь совершались уставные монастырские богослужения.

По­сле за­кры­тия в 1928 го­ду Пят­ниц­ко­го хра­ма он пе­ре­хо­дит слу­жить в храм свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (Вос­кре­сен­ский).

5 ап­ре­ля 1930 го­да он был аре­сто­ван в со­ста­ве 60-ти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Мос­ков­ской об­ла­сти и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.

15 мая 1931 г. про­то­и­е­рею Ми­ро­ну бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что «он со­сто­ял чле­ном За­гор­ско­го фили­а­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции «Истинные хри­сти­ане», участ­во­вал в неле­галь­ных со­бра­ни­ях в ал­та­ре церк­ви и за­ни­мал­ся мо­нар­хи­че­ской ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей…».

20 мая 1931 г. трой­ка при ПП ОГПУ по Мос­ков­ской об­ла­сти вы­нес­ла свой при­го­вор по ста­тьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР – 10 лет ИТЛ с от­бы­ва­ни­ем в Си­б­ла­ге. Шесть лет за­клю­че­ния, во вре­мя ко­то­рых ему при­шлось ра­бо­тать и на ле­со­по­ва­ле, и чер­теж­ни­ком, и де­ло­про­из­во­ди­те­лем, бы­ли непо­мер­но тя­же­лы­ми и в духовном и в физи­че­ском смыс­ле. 

С 1934 го­да отец Ми­рон на­хо­дил­ся в Чи­стюньг­ском от­дель­ном лаг­пунк­те Ке­ме­ров­ской об­ла­сти и жил в ба­ра­ке с ар­хи­епи­ско­пом Юве­на­ли­ем (Мас­лов­ским), и десят­ком дру­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Здесь про­то­и­е­рея Ми­ро­на за­ста­ла но­вая вол­на го­не­ний на Цер­ковь 1937 го­да, не по­ща­див­шая и тех, кто уже имел значитель­ные сро­ки за­клю­че­ния. 

2 ав­гу­ста у всех за­клю­чен­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей был про­из­ве­ден обыск. У про­то­и­е­рея Ми­ро­на бы­ли изъ­яты: «ан­ти­минс с плат­ком, Еван­ге­лие, мо­лит­вен­ник, слу­жеб­ник, де­ре­вян­ный крест, веч­ный ка­лен­дарь» (пас­ха­лия).

Священномученик Мирон (Ржепик): последний настоятель «Малой Лавры»

Икона священномученика Мирона

На­чи­ная с 9 ав­гу­ста со­труд­ни­ки сек­рет­но­го от­де­ла НКВД ста­ли вы­зы­вать на до­про­сы ста­рост ба­ра­ков. На­шлись лже­сви­де­те­ли из сре­ды уго­лов­ни­ков и си­дев­ших за бы­то­вые пре­ступ­ле­ния, ко­то­рые до­нес­ли, что свя­щен­ни­ки устра­и­ва­ют Бо­го­слу­же­ния в ба­ра­ке по ве­че­рам, и про­ти­во­дей­ству­ют куль­тур­но-вос­пи­та­тель­ной рабо­те в лаг­пунк­те.

18 ав­гу­ста 1937 г. от­цу Ми­ро­ну бы­ло предъ­яв­ле­но но­вое об­ви­не­ние, что, на­хо­дясь в ла­ге­ре, он си­сте­ма­ти­че­ски вел «ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту и за­ни­мал­ся использо­ва­ни­ем ре­ли­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков сре­ди за­клю­чен­ных и воль­но­на­ем­ных». На всех до­про­сах он дер­жал­ся стой­ко, с до­сто­ин­ством, ни­ко­го не вы­дал, вину свою от­ри­цал, хо­тя и при­знал, что слу­жил Бо­гу и в ла­ге­ре.

7 сен­тяб­ря по при­го­во­ру трой­ки при НКВД СССР по За­пад­но-Си­бир­ско­му краю про­то­и­е­рей Ми­рон был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу, и 13 сен­тяб­ря 1937 г. был рас­стре­лян вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле За­пад­но-Си­бир­ско­го края.

Про­то­и­е­рей Ми­рон был ка­но­ни­зи­ро­ван 6 ок­тяб­ря 2006 г. и при­со­еди­нен к Со­бо­ру Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церкви Русской.

Память 31 августа, в Соборах Новомучеников и исповедников Церкви Русской и Радонежских, а также Волынских, Кузбасских и Полтавских (Укр.) святых.




13 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».