Память преподобного Дионисия Радонежского


Преподобный Дионисий Радонежский

Преподобный Дионисий Радонежский (в миру Давид Зобниновский) родился около 1570 года в городе Ржеве. Он был еще ребенком, когда родители переселились в соседний город Старицу, где отец принял старейшинство над ямской слободой. Иноки старицкой Успенской обители Гурий и Герман, научившие Давида грамоте, рассказывали, что мальчик отличался добротой, кротостью и любовью к чтению священных книг, имел смирение и простоту сердечную. Его духовный отец по имени Григорий не раз говорил своим духовным детям: «Посмотрите, чада, на сего сына моего по духу, который и сам будет огнем духовным для многих».

По воле родителей, но против своего желания Давид вступил в брак. За свое благочестие он был рано удостоен священнического сана и определен в церковь Богоявления в селе Ильинском, принадлежавшем старицкой обители, в двенадцати верстах от города. Но через шесть лет скончались жена его Васса и двое сыновей-малюток Василий и Косма. Тогда уже он, свободный от мирских забот, оставил свой дом, пришел в Старицу и принял монашество в Успенской обители с именем Дионисий.

Однажды как казначею старицкого Успенского монастыря случилось ему быть в Москве по церковным делам. Любивший книжное учение, он зашел на торг, где продавались книги. Там некто, взирая на юность и благолепное лицо его, помыслил о нем лукавое и стал дерзостно оскорблять его, говоря; «Зачем ты здесь, монах?» Но инок не смутился, и сердце его не озлобилось. Вздохнув, он кротко сказал оскорбителю: «Да, брат, я точно такой грешник, как ты думаешь обо мне. Бог тебе обо мне открыл, ибо если бы я был истинный инок, то не скитался бы по торжищу между мирскими людьми, а сидел бы у себя в келии. Прости меня, грешного. Бога ради». Внимая кротким и смиренным его речам, люди, стоявшие рядом, умилились и вознегодовали на оскорбителя, называя его невеждою. «Нет, братия, — говорил им инок Дионисий, — не он невежда, а я; он же послан мне от Бога на мое утверждение, и правдивы речи его, чтобы впредь мне не скитаться по сему торжищу, но сидеть в келии». Тогда уж и сам оскорбитель устыдился и хотел попросить прощения за свою дерзость, но инок скрылся.

В 1605 году он стал архимандритом Успенского Старицкого монастыря, в который вскоре был привезен низложенный по воле самозванца Лжедмитрия I Патриарх Иов. Несмотря на приказание содержать Иова как можно строже, «в озлоблении скорбном», Дионисий с любовью принял свергнутого Патриарха и во всем испрашивал его наставлений, стараясь успокоить невинного страдальца. В 1607 году преподобный Дионисий вместе с митрополитом Крутицким Пафнутием и архиепископом Тверским Феоктистом участвовал в похоронах низложенного святителя.

Можно предположить, что духовное общение архимандрита Дионисия с Патриархом Иовом стало причиной благосклонного расположения к преподобному Святейшего Патриарха Ермогена. Святитель Ермоген часто говорил: «Посмотрите на архимандрита Старицкого, как он подвизается; никогда он от соборной церкви не отлучается, и на царских собраниях он же всегда тут». В Смутное время преподобный Дионисий был ближайшим помощником Патриарха Ермогена и неотлучно находился при нем.

В начале 1610 года архимандрит Дионисий возвращался из Ярославля с погребения одного вельможи. В то время имя преподобного Сергия Радонежского было окружено на Руси большим почитанием. Перед ним испытывали трепет даже польские захватчики и всякого рода местные преступники. Если путник, остановленный злоумышленниками, называл себя Сергиевым, его пропускали и не причиняли ему никакого вреда. Поэтому архимандрит Дионисий и те, кто сопровождал его в дороге, договорились называть себя Сергиевыми. «Если мы, — говорил отец Дионисий, — просто так поедем, нас ограбят и даже убьют; а если будем называться именем чудотворца Сергия, спасемся». Не знал он еще, что действительно стал Сергиевым. Путники спокойно миновали все опасные места. Неподалеку от Троицкой обители их остановил служитель монастыря и спросил: «Какая власть едет?» Путники отвечали: «Троице-Сергиева монастыря старцы, едем из монастырских сел». Но тот, зная всех троицких старцев, не поверил и уточнил: «Не старицкий ли это архимандрит, к которому я послан с грамотами от самодержца и Патриарха?» И вручил Дионисию грамоты, из которых он узнал, что назначен архимандритом Троице-Сергиева монастыря. Изумленный Дионисий пролил обильные слезы. Он и помыслить не мог о том, что по воле Божией пришло на сердце Патриарху и царю. Божий избранник был поставлен ими на такую ступень, с высоты которой он мог защищать земную свою Родину в тяжкую годину ее бедствий.

Осада Троице-Сергиева монастыря закончилась. Но польско-литовская интервенция продолжалась. Под угрозой оказалось само существование независимого Русского государства. Толпы голодных, больных, измученных, покалеченных людей бежали в Троицкую обитель, выдержавшую натиск врагов, видя в ней единственную надежную защиту. Архимандрит Дионисий решил употребить на помощь страдальцам монастырскую казну. «Любовь христианская, — говорил он, — во всякое время помогает нуждающимся, тем более надобно помогать в такое тяжкое время».

По благословению преподобного Дионисия началось строительство деревянных домов для больных и бесприютных людей. Велено было лечить несчастных и кормить их лучшей братской пищей. Келейник архимандрита старец Дорофей днем и ночью разносил больным и раненым полотенца, платки и деньги, выделенные настоятелем обители. В то время по молитвам архимандрита Дионисия в обители умножились запасы муки. Братия же со смирением вкушали только немного овсяного хлеба, и то однажды в день, а в среду и пятницу вообще ничего не ели.

Преподобный Дионисий непрестанно молился в храме и в келии об избавлении Русской земли от завоевателей и внутренней смуты. Он рассылал грамоты, в которых призывал к объединению сил для борьбы с врагами. «Если мы прибегнем к прещедрому Богу и Пречистой Богородице и ко всем святым, — писал архимандрит Дионисий, — и обещаемся сообща сотворить наш подвиг, то милостивый Владыка Человеколюбец отвратит праведный Свой гнев и избавит нас от лютой смерти и латинского порабощения. Смилуйтесь и молитесь! Но немедля сотворите дело избавления христианского народа, помогите ратным людям. Много и слезно со всем народом христианским вам о том челом бьем». Когда в монастыре узнали о восстании против поляков в Москве, для усиления войск первого народного ополчения были посланы пятьдесят монастырских слуг и двести стрельцов.

Троицкие грамоты ободрили народ. Особенно сильным было воодушевление в Нижнем Новгороде. Здесь встал на защиту родной земли Косма Минин. По его призыву собралось ополчение и под начальством князя Димитрия Михайловича Пожарского двинулось на помощь Москве. Услышал Господь молитву праведника, взывавшего к Нему денно и нощно. Преподобный Дионисий сыграл большую роль в объединении сил первого и второго ополчений для борьбы с общим врагом. Конфликт между ополчениями был вызван присягой подмосковных полков «псковскому вору» — Лжедмитрию III. 2 марта 1612 года Троице-Сергиев монастырь отказался присягнуть новому самозванцу, во многие города из обители были посланы грамоты с призывом не прельщаться «на воровские заводы». Один из главных руководителей первого ополчения князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой прислал в Троице-Сергиев монастырь своих послов, предлагая обители способствовать соединению сил первого и второго ополчений.

Когда Пожарский и Минин двинулись к Москве и достигли Сергиевой обители, архимандрит Дионисий, совершив молебное пение, вместе со всем Собором провожал воевод и ратных людей на гору, называемую Волкуша. Там преподобный осенил их крестом, а священники окропили святой водой. В то время сильный ветер дул навстречу воинам. Воеводы встревожились: как идти в долгий путь при таком ветре? Преподобный Дионисий обнадеживал ратных людей, говорил, чтобы они призывали на помощь Господа, Пречистую Его Матерь, преподобных Сергия и Никона Радонежских. Еще и вослед осенял он их крестом. Внезапно совершилось чудо. Мгновенно изменилось направление ветра, теперь он стал попутным православному воинству и дул как бы от самой обители, от церкви Святой Троицы и чудотворных мощей преподобного Сергия.

С Божией помощью столица была очищена от врагов. С торжественным пением вступил преподобный Дионисий в Успенский собор Кремля. При виде запустения святыни он заплакал. Архимандрит Дионисий был при избрании на царство Михаила Феодоровича Романова, которое совершилось в Москве на Троицком подворье. Перед тем как выехать в столицу, он усердно молился у раки преподобного Сергия в Троицком соборе.


Преподобный Дионисий Радонежский.
Фрагмент иконы из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В должности настоятеля Троице-Сергиева монастыря преподобный Дионисий пробыл 23 года и три месяца. Никто не слышал от него гневного слова, всех он увещевал краткими наставлениями из Священного Писания. После беседы с ним братия отходили с радостной душою и легким сердцем, удивляясь его незлобию. Оскорбления он пропускал с молчанием и никому никогда не мстил. За свое благонравие он был всеми любим — не только простыми людьми, но и знатными вельможами и самим царем. Великий молитвенник, он, помимо общего келейного правила, упражнялся в пении псалмов, клал многочисленные поклоны, читал наряду с положенными канонами также каноны многих Господских и Богородичных праздников и праздников великим святым.

Архимандрит Дионисий отходил ко сну обыкновенно за три часа до благовеста к утрене. Когда наступало время благовестить к утрене, к нему приходил пономарь с фонарем. Благословив его в дверях, настоятель приказывал благовестить. Засветив свечу от огня в фонаре, он ставил ее перед образом Божией Матери. Возложив на себя малую мантию, падал на колени, потом, встав, клал триста поклонов, а в великие праздники творил и поясные поклоны. По совершении утренних поклонов, возложив на себя мантию и клобук, настоятель шел будить братию. В церковь он всегда приходил первым, подавая пример другим.

Преподобный Дионисий внес изменения в порядок богослужений в Троице-Сергиевом монастыре. В его настоятельство был установлен обычай на многие праздники служить Всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной Всенощной благословение хлебов, читать в Великий пост и на многие праздники, особенно в день Святой Троицы, слова святителя Григория Богослова, беседы на Евангелия и Апостол святителя Иоанна Златоуста. Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина, священномученика Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением преподобного Дионисия. Сохранился принадлежавший ему список слов святителя Григория Богослова. Эти слова и беседы на Евангелия святителя Иоанна Златоуста по повелению преподобного Дионисия переписывали и рассылали в различные монастыри и храмы и даже в книгохранилище Успенского собора Московского Кремля.


Преподобный Дионисий Радонежский

Зная о благочестии и учености Дионисия, царь Михаил Феодорович поручил ему исправить грубые ошибки, которые вкрались в текст Требника. Дионисий и его сотрудники с усердием занялись исправлением ошибок, которых было найдено множество. Через полтора года они представили исправленный Требник в Москву на соборное рассмотрение. Однако Собор 1618 года по наветам врагов преподобного без вины осудил его как еретика на лишение сана и заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Но, поскольку в тот момент Москва была окружена войсками польского королевича Владислава, Дионисий был заключен в московский Новоспасский монастырь, где на него была наложена епитимия — тысяча поклонов в день.

В монастыре, где содержали Дионисия, он был подвергнут различным истязаниям, но преподобный, укрепляемый Господом, не только выполнял наложенную епитимию, но от усердия своего клал сверх того еще одну тысячу поклонов ежедневно. По праздникам его водили, а иногда возили верхом на кляче, еще до обедни, к митрополиту для смирения. Там он стоял в оковах на открытом дворе в летний зной до вечерни, не освежаемый и чашей студеной воды. Поверив безрассудной клевете, чернь, когда на худой лошади везли святого старца из обители или в обитель, толпами выходила на улицу, чтобы над ним потешаться и бросать в него камнями и грязью. Но преподобный был как младенец: он все принимал со смирением, ни на кого не держал зла и утешал братию, страдавшую с ним вместе, говоря: «Не скорбите и не безумствуйте. Господь все видит, мы же страждем за слово истины, и это еще не вечная мука, все минет!» Когда другие с состраданием говорили: «Что это за беда с тобой, отче?» — он отвечал: «Такие беды и напасти — милость Божия, а вот беда, если придется гореть в гееннском огне; да избавит нас Бог от сего!»


Преподобный Дионисий Радонежский

Главными обвинителями угодника Божия были свои же троицкие иноки Лонгин и Филарет — люди крайне дерзкие. Филарет по невежеству говорил даже богохульные еретические речи. Их дерзость и прежде доходила до того, что во время богослужения они вырывали из рук архимандрита книги. Оба инока писали против него письма в другие обители, в Москву, воздвигая на него разные козни, от которых он много страдал. Но среди троицкой братии у преподобного были и сторонники, от которых Дионисий получил «утешительное послание», обнаруженное в бумагах святого после его смерти.

Страдания преподобного Дионисия продолжались целый год. Его положение улучшилось благодаря вмешательству Иерусалимского Патриарха Феофана IV, приехавшего в Москву в апреле 1619 года. Вскоре Дионисий был освобожден. В июне 1619 года он вместе с митрополитом Ионой встречал в селе Хорошеве под Москвой будущего Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, возвращавшегося из польского плена. Через неделю после его возведения на Патриарший Престол был созван Собор для пересмотра дела Дионисия и его помощников. Работа Собора завершилась их полным оправданием, и Дионисий вернулся в Троице-Сергиев монастырь.

Вскоре после того Патриарх Феофан IV посетил Троицкую обитель и встретился с братией. В Троицком соборе, велев Дионисию стоять без клобука, с преклоненной главой, Патриарх подошел к открытой раке чудотворца, снял с себя клобук и, положив его к ногам Преподобного, молитвенно приник к гробу. Затем, взяв клобук, поцеловал его и дал целовать архимандриту. Возложив клобук на Дионисия, Патриарх благословил и поцеловал его. Потом благословил петь на обоих клиросах: «Спаси, Христе Боже, отца нашего архимандрита Дионисия».

До последних своих дней, несмотря на болезнь, преподобный Дионисий совершал богослужения. Перед кончиной в мае 1633 года он просил постричь его в великую схиму (точная дата смерти преподобного неизвестна, но полагают, что она наступила 5 мая). Останки преподобного Дионисия по повелению Патриарха Филарета были привезены в Москву в Богоявленский монастырский собор за Ветошным рядом, где Первосвятитель совершил отпевание. Похороны состоялись в Троице-Сергиевой обители 10 мая 1633 года.


Медная плита у гроба прп. Дионисия Радонежского

Почитание преподобного Дионисия как святого началось уже вскоре после его кончины. Сохранились описания многих чудес преподобного. Насельник Троице-Сергиева монастыря архимандрит Порфирий, в прошлом настоятель Рождественского монастыря в городе Владимире, был свидетелем кончины архимандрита Дионисия и очень горевал о расставании с ним. Зная, сколько преподобный претерпел в своей жизни, отец Порфирий молил всемогущего Бога открыть ему загробную участь преподобного. И вот однажды он увидел во сне покойного настоятеля Троице-Сергиева монастыря. Обрадовавшись, он пал перед ним ниц и попросил: «Господин мой, отец архимандрит Дионисий, поведай мне, обрел ли ты благодать от всещедрого Бога за такое твое многое страдание и за великие подвиги». Преподобный Дионисий ответил: «Радуйся, Порфирий, я получил от Бога великую благодать». Порфирий возблагодарил Бога за это видение и многим рассказал о чудесном явлении преподобного Дионисия. Вскоре Порфирий был назначен архимандритом Псково-Печерского монастыря.

Есть свидетельство о явлении преподобного Дионисия его родственнику иерею Феодору. Этот священник очень переживал, что не смог проститься с преподобным, о чем сильно скорбел. Однажды во сне он услышал, как люди говорят, что Дионисий отходит к Господу, и поспешил получить его благословение. Придя к нему, священник увидел, что преподобный многих благословляет. Преклонил голову под благословение и отец Феодор. Но преподобный его не благословил. Тогда он снова преклонил голову. Преподобный ему тихо сказал: «Эти просят благословения, потому что остаются здесь, а ты и сам вскоре пойдешь за мной, потому более не беспокой меня». Проснувшись в ужасе, отец Феодор рассказал о видении своим близким, а через восемь дней предал свою душу Господу.


Рака преподобного Дионисия в Серапионовой палате,
мощи радонежского святого сейчас почивают под спудом.

Заступничеством преподобного Дионисия был избавлен от наказания известный ему строитель Алатырского Троицкого монастыря, против которого выдвинули клеветнические обвинения. Насельница Покровского женского монастыря в Хотькове инокиня Вера, которая за него молилась, более всего просила о помощи преподобного Дионисия Радонежского. Однажды, пребывая в молитве, инокиня увидела высокие разукрашенные храмы, в которые входили неизвестные ей архиереи в святительских одеждах. От некоторых она услышала: «Жди архимандрита Дионисия, он скоро пойдет к Небесному Царю служить». Долго она стояла в ожидании и наконец увидела, как по той же лестнице идет архимандрит Дионисий с двумя диаконами. Припав к его ногам, инокиня стала просить о помощи: «Вспомни того, которого ты любил, ныне он злостраждет». Отец Дионисий, коснувшись ее рукой, повелел ей встать и сказал: «Не скорби, будет ему милость Божия и избавление от этой напасти». Благословив ее, он поднялся по лестнице. Инокиня проснулась с радостным чувством. Вскоре со строителя Алатырского монастыря были сняты несправедливые обвинения.


Серапионова палата

Одним из ранних центров почитания преподобного Дионисия стал Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь. Здесь старец Боголеп (Львов) записал рассказ о явлении преподобному Никодиму Кожеезерскому святителя Алексия вместе с преподобным Дионисием и послал свою запись Патриарху Московскому и всея Руси Иосифу. В 1648 году в Троице-Сергиев монастырь для поклонения Дионисию Радонежскому приехали донские казаки, поведавшие, что покойный архимандрит «велику» им «помощь подавал явлением на море на супротивныя». Таким образом, почитание преподобного Дионисия еще в XVII веке постепенно начало приобретать общероссийский характер.

Святые мощи преподобного Дионисия покоятся под спудом в Серапионовой палате у Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Память преподобного Дионисия Радонежского совершается 12/25 мая.



Источник: Троицкий патерик. Свято-Троицкая Сергиева Лавре, 2015.





Воззвание архимандрита Троицко-Сергиева монастыря Дионисия и келаря Авраамия к казанцам, о немедленной присылке ратных людей и денежной казны на помощь воеводам, соединившимся для освобожденья Москвы от поляков. 1611, в июле.

Великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, и архимандритам, и игуменам, и протопопам, и попам, и дьяконам и всему освященному собору, боярам, и воеводам, и дворянам, и дьякам, и головам татарским и стрелецким, и детям боярским, и атаманам казачьим, и стрельцам, и казакам и всяким служилым людям, и гостям, и посадским жилецким и всяким людям Казанского государства и Казанского уезду и пригородов, князьям и мурзам, и служивым татарам, и чуваше, и черемисе, и вотякам, и всяким людям Казанского государства и пригородов, Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий да келарь старец Авраамий и соборные старцы челом бьют. Божиим праведным судом, за умножение греха всего православного христианства, в прошлых годах учинилось в Московском государстве межуусобие, не токмо межу общего народу христианского, но и самое сродное естество пресечеся, отец на сына и сын на отца восста, единородная кровь в межуусобие пролилась: и усмотря такое межоусобно время в Московском государстве, умысля, вражьим наветом, предатели христианские Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, оставя нашу истинную православную христианскую веру, приложились к проклятому латынству, искони вечным врагом христианским, к польским и литовским людям, и навели их иноплеменных на святые Божии церкви и Божии образы сокрушение и поругание и на нашу истинную христианскую правую веру разорения, и учинили польские и литовские люди лукавую прелесть, лучшие люди целовали животворящий крест Господень на том, что быть на Московском государстве королевичу Владиславу в православной нашей истинной христианской вере, а польским и литовским людям всем до одного человека из Московского государства выйти и королю от Смоленска со всеми людьми отойти в Литву, и в том во всем солгали и животворящего креста Господня целование преступили; и в нынешнем в 119 году марта в 19 день, те же предатели крестьянские, Михайло Салтыков да Федька Андронов с своими советники, умысля такое страшное и злое дело, с польскими и литовскими людьми Московское государство выжгли, и людей высекли, и святые Божии церкви и образы до конца разорили и оборугали, и твердого адаманта [Адамант — 1. алмаз; 2. перен. и образно. О твердом в бедах и испытаниях человеке. Ред.] и непоколебимого столпа, крепкого поборника по православной истинной христианской веры, паче же подобно рещи нового исповедника и наместника престола великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы, пастыря и учителя словесного стада Христова, святейшего Гермогена патриарха Московского и всея Русии, бесчестие изринуша и в изгнании нужно затвориша, и бесчисленную кровь христианскую разлили, и видя такое злое страшное дело, оставшие православные крестьяне, Московского государства бояре и воеводы князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой да Иван Заруцкий и думной дворянин и воевода Прокофей Петрович Ляпунов, а с ними дворяне и дети боярские, и головы стрелецкие, и атаманы казачьи, и стрельцы и казаки и всякие служивые люди, положа упование на всесильного в Троицы славимого Бога, и на Пречистую Богородицу, и на небесных бесплотных сил, и великих чудотворцев московских Петра и Алексея и Ионы, и преподобных отец Сергия и Варлаама и Никона, и на всех святых, пришли под Москву изо многих городов и из уездов, для избавления нашей истинной христианской православной веры, чтоб от предателей крестьянских истинная православная христианская вера до конца не разорилась, и ныне стоят на Москве в большом Каменном городе, а изменников Михаила Салтыкова да Федьку Андронова с товарищи и польских и литовских людей осадили в Китае городе и в Кремле и, прося у всесильного в Троицы славимого Бога милости, над ними промышляют, и ожидаем Божия милости и помощи и на врагов победы; а которые дворяне и дети боярские, смоляне и брянчане и дорогобужане и вязьмичи и ярославцы и иных городов, были под Смоленском у литовского короля, и те все пришли к Москве, к боярам и воеводам на помощь; а из Великого Новагорода бояре и воеводы, и дворяне и дети боярские и всякие служивые люди, к боярам и воеводам, к Москве, на помощь идут, для избавления православной христианской веры, и ныне пришли во Тверь. И тебе бы великому господину преосвященному Ефрему, митрополиту Казанскому и Свияжскому, и архимандритам, и игуменам, и протопопам, попам и дьяконам и всему освященному собору, молить всемилостивого в Троицы славимого Бога и Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев казанских Гурия и Варсунофия; а всем православным крестьянам, общему народу крестьянскому всего Казанского государства и уезда и пригородов, помня истинную православную христианскую веру, яко все родихомся от крестьянских родителей и знаменахомся печатью, святым крещением, и обещахомся веровать во святую живоначальную и неразделимую единосущную Троицу, Богу живу истинну, прося у всесильного в Троицы славимого Бога милости и возложа упование на силу животворящего креста Господня, Бога ради положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу крестьянскому молить служивых людей, чтоб быть всем православным крестьянам в соединении и стати обще заодно против предателей крестьянских Михаила Салтыкова да Федьки Андронова и их советников и против вечных врагов креста Христова, польских и литовских людей. Сами видите близь всех крестьян от них конечную погибель, в которых городах они завладели и что ныне в Московском государстве какое разорение учинили: где святые Божии церкви и Божии образы? где иноки многолетними сединами цветущие и инокини добродетелями украшены, не все ли до конца разорено и оборугано злым поруганием? где народ общий христианский, не все ли лютыми и горькими смертьми скончашася? где множество бесчисленное во градах и в селах работные чади христианства, не все ли без милости пострадаша и в плен разведены? не пощадиша бо престаревшихся возрастом, не усрамишася седин старец многолетних и сосавших млеко младенец, незлобивая душа, вси испиша чашу ярости праведного гнева Божия. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, даже и вас самих та же лютая не постигнет смерть: чтоб служивые люди безо всякого мешкания поспешили к Москве, в сход, ко всем боярам и воеводам и всему множество народу всего православного христианства. Сами весте, что всякому делу едино время належит, безвременное же всякому делу начинание суетно и бездельно бывает; хотя будет и есть близко в ваших пределах которые недоволы, Бога для отложите то на время, чтоб о едином всем вам с ними положить подвиг свой страдать для избавления православной христианской веры, покаместа к ним в долгом времени какая помощь не пришла. Аще совокупным и единогласным молением прибегнем ко всещедрому в Троицы славимому Богу, и Пречистой Богородицы заступницы вечной рода христианского, и великих чудотворцев московских Петра и Алексея и Ионы, и преподобных отец Сергия, Варлаама и Никона, и ко всем святым от века Богу угодившим, и обще обещаемся подвиг сотворить, и аще и до смерти пострадать за православную христианскую веру неотложно, милостив Владыка человеколюбец, егда вопль и молитву раб своих услышит, отвратит свой праведный гнев и избавит нас нашедшия лютыя смерти и вечного порабощения латынского. Смилуйтесь и умилитесь, незакоснено сотворите дело сие, избавления ради крестьянского, ратными людьми и казною помогите, чтоб ныне собранное множество народу хрестьянского войска здеся на Москве, скудости ради, не разошлось; о том много и слезно, всем народом христианским, вам челом бьем.

Такие же грамоты были посланы из Троицкого Сергиева монастыря в Казань, в Великий Новгород, Пермь, Вологду, города Поморья.



Источник: STSL.Ru
25 мая 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.