«И в богохульных условиях тоже можно спастись…» 10 июня – день памяти Радонежских новомучеников, проходивших по «Делу Инюшина И. И. и др.»

10 июня – день памяти Радонежских новомучеников, проходивших по Делу Инюшина И. И. и др.

Во время гонений на Церковь ХХ века одним из крупных «дел», напрямую затронувших Сергиево-Посадских исповедников, в том числе бывших насельников Лавры, стало дело «Истинных православных христиан». В марте-апреле 1931 года по этому делу в Загорске, Клину и Сходне было арестовано более 120 человек. Обвиняемые содержались в Бутырской тюрьме. Обвинительное заключение ОГПУ по Московской области было составлено 18 мая 1931 года на 60 человек (4 священника, 41 монашествующий, 15 мирян). В «Загорскую ячейку филиала Истинной Православной Церкви», по заявлению следствия, входило 22 участника. «Руководителями ячеек» были объявлены настоятель церкви в селе Малыгино Загорского района священник Иоанн Инюшин и благочинный Зосимовой пустыни иеромонах Мелхиседек (Лихачев). Следствие по делу «Загорского филиала», длившееся немногим более двух месяцев, стали называть «Делом Инюшина И. И. и др.». По этому делу был арестован последний строитель Гефсиманского скита игумен Израиль (Андреев). На допросе отец Израиль говорил: «Современные политические события я оцениваю таким образом: по примеру прошлой истории человечества, когда были такие события, как плен Вавилонский, Всемирный потоп и татарское иго в России, Бог послал соввласть для наказания и вразумления, а некоторым и для награды в будущем за перенесенные страдания». Отца Израиля приговорили к высылке на десять лет в Семипалатинск, где в 1937 году он был вновь арестован, затем расстрелян.

Проходившие по делу иеросхимонах Дионисий (Петушков), иеромонах Макарий (Моржов), диакон Николай Аристов, миряне Игнатий Марков и Петр Юдин были причислены к лику святых для общецерковного почитания.

Преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков)
Преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков)

Преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков) 24 сентября 1905 года поступил послушником в Нило-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии и исполнял здесь послушание свечника. 10 января 1910 года был пострижен в монашество с именем Евфимий. Впоследствии был пострижен в схиму с именем Дионисий и подвизался в обители до ее закрытия в 1927 году. На следующий день после закрытия пустыни сюда приехал благочестивый богатый крестьянин Сергей Федорович Комаров. Он выделил отцу Дионисию на своем хуторе Черенчиха пустовавшую избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал, а другая была отведена под моленную, где он поставил сделанный для себя гроб. Местному населению скоро стало известно, что на хуторе поселился схимник из Нило-Столобенской обители, и люди потянулись к нему за благословением и духовным советом. Отец Дионисий всех принимал и, помолившись, помазывал больных маслом из лампады. Со временем к старцу стало стекаться все больше людей, и это стало известно властям. Отец Дионисий вскоре был арестован и сначала был доставлен в Тверское отделение ОГПУ, а затем перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве, и материалы его «дела» были присоединены к «Делу Инюшина И. И. и др.». Отвечая на вопросы следователя, отец Дионисий сказал: «Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями и, как верующий человек, сам в них не пойду и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, следовательно, должны отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил вышеуказанные свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает и как хочет, так и поступает»[1].

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов)
Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов)

Преподобномученик иеромонах Макарий (Моржов) поступил в Смоленскую Зосимову пустынь при Троице-Сергиевой лавре 21 августа 1899 года и нес здесь послушания бельевщика и трапезника. Настоятелем пустыни в то время был иеромонах Герман (Гомзин), здесь же подвизался отец Алексий (Соловьев). В 1900 году послушник Михаил был назначен келейником духовника обители иеромонаха Алексия (Соловьева). 22 февраля 1903 года он принял монашеский постриг с именем Макарий, но по-прежнему оставался келейником старца Алексия. С 1908 года старец, уйдя в затвор, принимал братию и народ только в церкви, а с 1916 года, приняв схиму, ушел в полный затвор. По свидетельству духовных чад преподобного Алексия, отец Макарий, полюбив старца, охотно принял послушание стать его келейником, да так и остался им до конца… Он был его верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его духовным отцом и старцем, он был его ближайшим другом много лет. Находясь вблизи подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость.

5 апреля 1931 года отец Макарий был арестован в Загорске вместе с другими священнослужителями. ОГПУ, долгие годы следившее за преподобным старцем Алексием и за всеми, кто приходил к нему, особенно интересовалось его бывшим келейником. На допросе, который состоялся в день ареста, отцу Макарию пришлось испытать огромное давление, но он, исповедуя свою веру во Христа, не оклеветал ни единого из многочисленных чад преподобного Алексия, которых видел у него на приеме.

Следователь спрашивал отца Макария, какого мировоззрения тот придерживается, что думает о советской власти и об антихристе и не считает ли антихристом саму советскую власть. И отец Макарий, не скрывая своих убеждений, сказал: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти... О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись – если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно...»

Священномученик диакон Николай Аристов
Священномученик диакон Николай Аристов

Священномученик диакон Николай Аристов переехал в Сергиев Посад в 1917 году. Он открыл здесь фотомастерскую, но отказался от нее в 1929 году, когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны. Остаток своей жизни Николай Степанович желал целиком посвятить служению Церкви. В июле 1930 года он был рукоположен во диакона в Петропавловской церкви Сергиева Посада. 5 апреля 1931 года отец Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим чтение в храме молитвы об упокоении Российских императоров, когда отцу Николаю приходилось прочитывать вслух их имена по поданным запискам.

Мученик Игнатий Марков был арестован 6 апреля 1931 года в Загорске по обвинению в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации». Как рассказывал Игнатий Артемьевич на допросе следователю, на него наложили большой налог в 2 200 рублей, который он не в состоянии был уплатить. Тогда по суду у него отобрали все имущество и присудили к году принудительных работ. «Будучи сильно убит горем, я, как человек верующий, пошел в Троице-Сергиеву Лавру помолиться. В церкви на мои вопросы, где бы переночевать, мне указали на Прасковью Новикову, с которой я договорился, что она пустит ночевать; переночевал я у нее одну ночь, на вторую был задержан... Будучи раскулачен, я никогда не роптал, так как считаю, что все происходит по Евангелию, в котором говорится, что настанет время, когда восстанут брат на брата и сын на отца, – то же самое и мой арест произошел в порядке вещей. Считаю, что существующая власть... послана нам Богом за наши грехи, и мы должны все терпеть. Лично я против вступления в колхоз лишь потому, что в колхозе нельзя молиться Богу, а я, как человек верующий, не могу от этого отказаться... В город Загорск я приехал помолиться в Троице-Сергиевой Лавре и найти утешение постигшему меня горю – раскулачиванию. Связей ни с кем не имею, так как никого из знакомых у меня нет»[2].

Мученик Петр Юдин был помощником старосты храма в селе Бакланово, освященном в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 25 марта 1931 года собрание церковной двадцатки постановило отправить Петра Лаврентьевича для закупки свечей. Ему посоветовали поехать в Хотьково, чтобы узнать у монахинь, где они покупают свечи. Сойдя с поезда в Хотьково, он пошел к храму вдоль железнодорожных путей, где встретил железнодорожного рабочего. Петр Лаврентьевич подошел к нему и стал расспрашивать о его работе. Тот в свою очередь, узнав, что Петр Лаврентьевич из Кимр, поинтересовался, насколько успешно в их местности создаются колхозы. Петр ответил, что в Кимрах в колхозы загоняют насильно, и все там голодают в этих колхозах. После этих слов рабочий заявил Петру Лаврентьевичу, что не место ему ходить здесь по рабочим и их агитировать. Взяв из дома служебный пистолет, рабочий направился к станции, по пути прихватив с собой знакомого комсомольца. Догнав Петра Лаврентьевича, они потребовали, чтобы он проследовал с ними в сельсовет села Хотьково.

После допросов сотрудники загорского ОГПУ отправили Петра Лаврентьевича в Бутырскую тюрьму в Москве, и здесь материалы его «дела» присоединили к общему «Делу Инюшина И. И. и др.» Отвечая на вопросы следователя в Москве, Петр Лаврентьевич сказал: «Сам я лично человек религиозный и всякой власти подчиняюсь, хотя и безбожной, так как каждый глубоко верующий человек обязан не противиться всякой власти, но и не должен делать неугодные Богу дела... Сейчас всех священнослужителей высылают, а скоро их будут расстреливать; сейчас наступили тяжелые времена, и существующая власть с ее скорбями послана Богом в наказание нам за наши грехи...»[3]

Проходившие по «Делу Инюшина И. И. и др.» преподобномученики Дионисий (Петушков), Макарий (Моржов), священномученик Николай Аристов, мученики Игнатий Марков и Петр Юдин, иеромонахи Нафанаил (Алексеев) и Мелхиседек (Лихачев), священник Иоанн Инюшин и мирянин Дмитрий Шестерин были расстреляны 10 июня 1931 года на Ваганьковском кладбище в Москве и захоронены в общей могиле.

Большинство монахов, оставшихся после закрытия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Сергиеве (Загорске), к началу 1930-х годов были арестованы и отправлены в лагеря и ссылки. Они отбывали наказание в различных местах: от Соловков и Северного края до Колымы и Средней Азии.

Иеромонах Пафнутий (Фокин)
10.06.2022


[1] ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-60406. Т. 1. Л. 452.

[2] ГАРФ. Ф. 10035. Д. П‐60406.

[3] ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-60406. Т. 1. Л. 122.


10 июня 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.