Троицкий патерик. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, ученик преподобного Сергия

9 июня – день памяти преподобного Ферапонта Боровенского, Калужского, ученика преподобного Сергия Радонежского


Собор святых учеников преподобного Сергия.
Икона из Успенского собора
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В начале XV века ученик преподобного Сергия Радонежского старец Ферапонт оставил Троицкий монастырь и пришел в Калужскую землю, в удел Можайского и Белозерского князя Андрея Димитриевича, в поисках уединенного места для молитвы. Блаженному путнику приглянулся густой бор, в котором в избытке водились грибы, ягоды, целебные травы, дикие звери, на берегах речки Боровенки в десяти верстах от старинного города Мосальска.


Старец принес с собой благословение своего наставника – икону Успения Божией Матери – на утверждение им обители. Поставив икону Пресвятой Богородицы на ветвях одного из вековых деревьев, Ферапонт остановился на ночлег под его сенью. Проснувшись, он не нашел икону. После долгих поисков обнаружил ее в глубине леса на сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее в одном и том же месте. Преподобный Ферапонт понял, что Пресвятая Богородица указывает место, где ему надлежит поселиться. Вскоре к нему присоединились и другие подвижники. Так был основан Свято-Успенский Боровенский монастырь, так называемая Ферапонтова пустынь.

Святой инок Ферапонт собрал братию и, «пожив в мире лета долга», возлег там же на вечный покой в основанной им деревянной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Год его преставления неизвестен.

Преподобный Ферапонт прославлен в Соборе Радонежских святых.

Последующая история обители со времени ее основания в течение трех с половиной столетий (XIV–XVIII вв.) из-за недостатка письменных источников остается неизвестной.

В XVII–XVIII веках Ферапонтову пустынь неоднократно приписывали к крупнейшим обителям близ столиц, в частности к знаменитому Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю.

Боровенский монастырь упразднен в 1764 году, а братия переведена в Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Память о монастырях, упраздненных в эту эпоху, ограничивается местными преданиями и кратким указанием, что здесь когда-то была обитель. В местных же архивах ничего нельзя найти, ибо архивы эти сожжены без остатка в литовское разорение либо истреблены пожарами позднейших времен.

Итак, Успенский храм с. Боровенска до 1764 г. являлся храмом Успенского Боровенского мужского монастыря.


Основание сохранившегося в селе собора было заложено в 1754 г. последним игуменом Боровенской обители Гедеоном (Ротенским). В 1766 г. закончилось строительство храма и состоялось его освящение стараниями казначея Эконом-Коллегии секунд-майора Ивана Петровича Бегичева, в ведение которой перешли вотчины упраздненного монастыря.

Сегодня от прежнего монастырского комплекса Ферапонтовой пустыни уцелел лишь один полуразрушенный Успенский собор, поросший травой и деревьями. Это грандиозное сооружение, двухъярусное, с колокольней и переходами, являет собой выдающееся произведение церковного зодчества, возведенное в традициях двухэтажных монастырских храмов «кораблем». Таких церквей уникальной архитектуры в России было всего два: соборный храм Московского Страстного монастыря и Преображенский собор Смоленского Авраамиева монастыря.

В верхнем Успенском храме, как свидетельствовали очевидцы, все иконы в иконостасе были древние и поновленные. По преданию, они перенесены из прежней деревянной церкви. Первое место между ними занимала местночтимая храмовая икона Успения Божией Матери, принесенная преподобным Ферапонтом. Она помещалась за правым клиросом, имела вид складня, вставленного в старинный киот, похожий на церковь с пятью главами и восьмиконечными крестами; киот стоял под балдахином с колоннами, которые также украшены золочеными главами и крестами.

Храм закрыт в 1935 году. После войны там размещались сепараторный пункт, зернохранилище и склад запасных частей для сельскохозяйственной техники. Но даже в полуразрушенном виде он поражает своим величием.


Прошло без малого 250 лет со дня упразднения Ферапонтовой пустыни. Но до сих пор из поколения в поколение передается предание о том, сколь велика была слава у Ферапонтовой пустыни, как любили сюда стекаться отовсюду богомольцы, даже когда не стало монастыря. Они притекали сюда не только помолиться, но и набрать воды из святого источника, который до сих пор сохранен. Только в 2007 г. церковь Успения была передана Калужской епархии. Почти 80 лет не возносилась молитва на этом месте. В настоящее время усилиями Козельской епархии Калужской митрополии храм восстанавливается.

Мещовский Георгиевский монастырь, куда переселилась в свое время боровенская братия, сам не раз терпел разорение, но восставал из пепла в былой славе и величии. Последнее восстание из мерзости запустения началось 13 лет назад. И сегодня, когда Георгиевская обитель вновь отстроилась и увеличилось число насельников, символично, что именно из числа Георгиевской братии в октябре 2013 года был назначен настоятель возрождаемой ныне Ферапонтовой пустыни – иеромонах Андрей (Синицын).

Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.


9 июня 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».