Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века, начиная с 1920 года, когда Лавра была закрыта советскими властями, с лаврской колокольни раздался благовест. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях протодиакон Сергий Боскин.


Великая Суббота 7/20 апреля

К литургии прибыли: игумен Алексий [1], иеродиакон Иннокентий [2]. Перед Плащаницей входные молитвы читались соборно. Во время службы мне пришлось читать все: часы; пятнадцать паремий, Апостол. Перед Плащаницей, рядом со мной, стоял хор. Холод пронизывающий, народу немного. Во втором часу дня закончили службу. О. Гурий [3] велел мне не являться до десяти часов вечера, такой был у меня усталый и окоченелый вид.

Лебедь.jpg

Колокол «Лебедь». 1594 г.
Вклад Бориса Годунова

В семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский собор в закрытой серебряной раке перенесли святые мощи Преподобного Сергия. Раку поставили на деревянный помост у правой стены Успенского собора.


Вечер Великой Субботы

К десяти часам вечера прихожу в Лавру. Ожила на многие годы заснувшая, затихшая Лавра – народ спешит. Собор полон, у правой стены много света, это у раки со святыми мощами на подсвечниках горят свечи. Перед мощами Преподобного Сергия стоит согбенный старец о. Иларион. Проталкиваюсь на левый клирос. Старый звонарь со связкой веревок в ожидании, стоящий рядом Владимир Алексеевич докладывает – все сделано...

Наместника нет. По словам о. Гурия, он был на «великосубботнем терзании». Директор музея только в 10.30 вечера дал ключ от колокольни. О разрешении звона директору было передано из Москвы еще днем. Пробившись через толпу, явился измученный наместник, шепнул мне о трудностях получения ключа. Говорю о. Гурию: «Там все сделано» – и представляю звонаря. С воодушевлением о. Гурий благословил упавшего к нему в ноги Костю Родионова начать благовест. Понятен трепет звонаря: когда в 1920 году закрывали Лавру, последний прощальный звон вел он, и опять вновь начинать ему. С ним пошли мастера-умельцы В.А. Лошкарев и Володя-часовщик.

Со слов Константина Ивановича Родионова: «Открыли и заперли мы дверь за собой. Со свечками стали подниматься па второй ярус, спешили, полагается в одиннадцать ударить, а время около этого. Взошли. Осмотрелся, мне светили свечками: язык у «Лебедя» – на новом металлическом хомуте на болтах, новый мостик с лесенкой для трезвона. Быстро стал налаживать веревки к колоколам, помощники хорошо мне помогали. И так близко мне вспомнилось, как в 20-м году, отзвонив последний звон, поцеловал «Лебедя», – и теперь поцеловал уцелевший «Лебедок». Время одиннадцать. «Господи, благослови». И, осенив себя крестным знамением, стал раскачивать. И зазвучал наш «Лебедок». Передав звон в руки Владимиру Алексеевичу, стал готовиться к трезвону. Объяснил Володе, когда нужно ударять по двум клавишам в колокола северного пролета. (Колокол «Переспор» на третьем ярусе, в 315 пудов, был подключен к звону на Пасхальной неделе.)

Родионов.jpg

К.И. Родионов. Фото 1980 г.

Находившиеся в алтаре сосредоточенно молились. Незабываемые минуты ожидания. И вот донеслось: первый удар, второй, третий, и родной, с детства знакомый звон – звон с Лаврской колокольни. Волнение, радость, благодарность, слезы... Не передашь всего...

О. Гурий на коленях склонился ниц перед святым престолом. О. Иларион [4] слева от престола, на коленях, воздев руки, со слезами повторял: «Господи, вся Тебе возможна».

Торжественно неслись звуки древнего колокола в тиши ночи ранней весны. Город не спал, все слушали. В переполненном соборе все как бы затаили дыхание. Под мелодически-размеренный доносившийся гул как будто музыка! С какой легкостью читал я канон полунощницы.

Служащие – архимандрит Гурий, архимандрит Иларион, игумен Алексий, иеродиакон Иннокентий – облачились в пасхальные облачения прежней Лавры, взятые в музее. На мне был стихарь, шитый золотом по темно-красному бархату, Саша и Игорь тоже в пасхальных стихарях. Нас троих о. Гурий оставил вместе с ним и с о. Иннокентием петь в алтаре (о. Иларион и о. Алексий – не певцы).


Источник: Боскин С., протодиак. Страницы истории: Пасха 1946 г. Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое слово, 1990. – №4. С. 21-23.


Примечания

[1] Игумен Алексий – о нем ничего не известно.

[2] Иеродиакон Иннокентий (в миру – Иосиф Иванович Коляда, 1905-1982). После окончания средней школы в 1923 г. принят послушником в подворье Валаамского монастыря в Москве. 1925 г. – пострижен в монашество, 1926 г. – рукоположен во иеродиакона. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации был в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1953 г. рукоположен во иеромонаха и проходил пастырское служение в Тульской епархии. В 1957-1962 гг. – регент и солист хора Троицкого собора Александро-Невской Лавры в Ленинграде. Затем поступил в братство Псково-Печерского монастыря, где пробыл до 1971 г. Затем служил на приходах Владимирской и Архангельской епархий. Вышел за штат в 1978 г. Скончался 21 августа 1981 г. См.: ЖМП, 1982. – № 9. С. 22.

[3] Архимандрит Гурий (в миру – Вячеслав Михайлович Егоров, 1891-1965). Родился 1 октября 1891 г. в Новгородской губернии. В 1911 г. окончил Петровское коммерческое училище в Петербурге со званием кандидата коммерческих наук, в 1916 г. окончил Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословских наук. В 1915 г. принял монашество и вскоре посвящен в сан иеродиакона, иеромонаха. В 1917 г. принят в братство Александро-Невской Лавры и получил послушание казначея. В 1922 г. – архимандрит, с 1925 г. – настоятель Лаврской Киновии и заведующий богословско-пастырским училищем. С 1928 г. – настоятель Киевского подворья в Ленинграде. В 1933-1943 гг. – «на покое». В 1943 г. – настоятель самаркандского Покровского собора, затем секретарь Епархиального совета Ташкентской епархии. 1945 – август 1946 гг. – наместник Троице-Сергиевой Лавры. 1946 г. – епископ Ташкентский и Среднеазиатский, 1952 г. – архиепископ, 1953 г. – архиепископ Саратовский, 1954 г. – архиепископ Черниговский и Нежинский, 1955 г. – архиепископ Днепропетровский и Запорожский, 1959 г. – митрополит Минский и Белорусский, 1959 г. – митрополит Ленинградский, член Священного Синода, 1961 г. – митрополит Симферопольский и Крымский. См.: Северин Г., диак. Митр. Симферопольский и Крымский Гурий. Некролог // ЖМП, 1965. – № 9. С. 17-19; ЖМП, 1960. – № 12. С. 17-19.

[4] Схиархимандрит Иларион (Удодов, 1863-1951). В течение 20 лет (1885-1905) отец Иларион жил на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре, нес послушание кузнеца. Там же принял великую схиму. В 1936 г. до самой кончины схиархимандрит Иларион был настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Виноградове (близ ст. Долгопрудная Савеловской железной дороги). Облачение мощей Преподобного Сергия и возвращение их в Троицкий собор было разрешено в связи с ожидавшимся приездом английской делегации. Схиархим. Иларион был одним из хранителей главы прп. Сергия в период Великой отечественной войны (После закрытия Троице-Сергиевой Лавры в 1919 г., из-за возникшей опасности лишиться честных мощей Преподобного, его святая глава по благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно была изъята и заменена на череп одного из князей Трубецких, погребенных под Троицким собором с западной стороны). См.: Андроник (Трубачев), иеродиак. Высокопреосвященный архиеп. Сергий (Голубцов) // ЖМП, 1982. – № 10. С. 19-20.


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

22 ноября 2019 г. (9 ноября ст. ст.)

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
17:00  Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).