Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит
Во дворе Черниговского Гефсиманского скита, там, где земля не покрыта асфальтной плиткой, появились первые проталины и из-под толстого слоя снега выглядывает зеленая трава. Покрытая тонкими льдинками, она и не думает замерзать, возвещая приход весны раньше жаворонков.

Скит для уединенной жизни

Возле деревянной, темной, чудом сохранившейся келии преподобного старца Варнавы каждый год распускаются бело-голубые подснежники – целая опушка! А под вековыми елями белочка живет. Сколько лет она там обитает – неизвестно. Но всегда одна, всегда быстрая и пушистая.

Вокруг монастыря, за красно-кирпичной стеной, украшенной витиеватыми башнями с ангелочками наверху, возвышается стройный, смешанный, в основном, еловый Гефсиманский лес. Если смотреть с высоты колокольни, то лес кажется густым и непроходимым. И тянется на многие километры до самого горизонта. От свежести морозного, но пахнущего уже по-весеннему талой землей воздуха немного кружится голова и радостью наполняется сердце. Как прекрасны окрестности Радонежские! Не зря в свое время здесь любили отдыхать цари. И даже строили дома для себя и придворных. Совсем близко от скита находится небольшое, но очень красивое озеро «Екатерининский пруд», названное так, видимо, в честь царицы.

Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, с удовольствием показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре.

Скиту возвращена только третья часть занимаемой когда-то земли и строений. Внутри древней церковной ограды бок о бок с монахами на их исконной территории находятся два непрошенных хозяина: Центральный физико-технический институт Министерства обороны и интернат для детей – инвалидов. Когда будет решен вопрос о их переселении, пока неизвестно, но обещания есть. Первые здания монастырю были переданы 12 лет назад и сразу начались восстановительные работы, которые продолжаются и доныне.

Отремонтирован центральный пятиглавый собор. Этот храм настолько прекрасен, что воистину кажется кораблем, плывущим в пространстве. И назван он по имени иконы Божией Матери Черниговско-Гефсиманской. В нашей стране икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. Целительная сила икон, изображающих Богородицу, восходит к первообразу и объясняется действием Божией благодати, «немощная врачующая». «Черниговско-Гефсиманская» прославилась своими чудотворениями еще в прошлом веке. Было зафиксировано более 100 исцелений. 

У этого храма свой скорбный путь. В советское время здесь был продовольственный склад. И внутри здание «достраивали». Реставраторам Троице-Сергиевой Лавры удалось сделать эти неуместные нововведения незаметными. И уже стали привычными для глаза прихожанина ненужные перекрытия, расписанные растительным орнаментом, какой и был на стенах этого храма до революции.

В этом же соборе хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.

«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» - такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом. 

Сколько людей подходило к его золоченой и филигранно украшенной раке! Сколько было молитвенных воздыханий и тихо пролитых слез! Сколько получено исцелений и вразумлений! Одержимые нечистыми духами не выдерживают благодати святых мощей, такие люди падают, подходя к мощам святого. Поневоле задумаешься о своей жизни, правильно ли поступаешь, способен ли вот так же, как насельники скита, отречься от мира и себя, понести Крест Христов через всю жизнь.
Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (ум. В 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.

Верующие люди почитают память еще одного насельника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Последние десять лет своей жизни в пещерах старец провел в затворе. Есть письменные свидетельства и воспоминания его духовных чад о его подвижнической жизни. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий был близок в духовном отношении к о. Александру и высоко ценил его. Они оба начинали иноческую жизнь в Оптиной пустыни, несли одно послушание и окормлялись у одного наставника о. Леонида. 

В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. На воскресные службы допускались лишь лица мужского пола. И только раз в году, в день взятия Божией Матери на небо – главной покровительницы этой монашеской обители – женщины допускались на богослужение. Но сейчас времена другие. Хочется или нет, а монастыри вынуждены заниматься миссионерской деятельностью, ибо в большинстве своем русский человек за годы атеизма веру свою подрастерял и монашествующие делают все, чтобы снова повернуть его лицом к Богу. Хотя скит по-прежнему является местом уединенного монашеского подвига, по-прежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников. Иногда настоятель о. Дамиан разрешает проводить для них экскурсии по монастырю. И тогда паломники могут прикоснуться к подземным святыням монастыря, испить святой воды из чудотворного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, помолиться перед чудотворными иконами «Черниговско-Гефсиманская», посетить пещерное отделение с действующей церковью в честь Михаила Архангела, прекрасный собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, поклониться там мощам преп. старца Варнавы, помолиться в Успенском храме, посетить церковь в честь Николая Чудотворца, недавно отреставрированную и расписанную иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, старинную колокольню, в которой кроме действующей церкви Николая Угодника есть еще одна – святых Константина и Елены, в которой сейчас идет ремонт, и другие постройки.

К северу от Черниговского собора располагается братское кладбище с захоронениями братии, благотворителей и попечителей. Здесь также покоятся останки двух знаменитых философов и публицистов – Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918гг.).

В скиту проводятся таинства крещения, отпевания, соборования. Каждый день в 11 часов читается акафист перед чудотворной иконой Божией Матери, в 12 часов начинается соборование.

Ежедневно проходят службы: в понедельник и вторник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца. В среду, пятницу, субботу - в Успенском храме, в воскресенье – в Черниговском соборе. 

Доехать до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусом 38 или на такси.


Настоятель подворья – архимандрит Дамиан (Швецов). Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1. Тел. (496) 540-32-68. 



Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит Гефсиманский Черниговский скит

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

23 сентября 2017 г. (10 сентября ст. ст.)

Суббота пред Воздвижением. Прмч. Гавриила (Яцика), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. АЛЕКСАНДР, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.); игум. СЕВАСТИАН, НИКОЛАЙ; иером. ГАВРИИЛ, ИППОЛИТ, ВАДИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей