Спасо-Вифанский монастырь

Уникальный храм Преображения Господня, Собор Сошествия Святого Духа на апостолов. Настоятель иеромонах Аверкий (Лопатюк). Адрес: 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.Тел./факс (49654) 6-17-52, 6-18-42; моб. 8-916-816-76-08

vifania.jpgВифания - город на Святой земле,где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря,чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали,что Христос – Сын Божий, пришедший в мир.Лазарь Четверодневный, (1 в.)святой (память 17/30 октября и в Лазареву субботу,перед Вербным Воскресеньем).Друг Христов, брат Марфы и Марии,дом которых в Вифании был любимым местом отдохновения Христа.

При стечении народа Лазарь был воскрешен Христом на четвертый день после смерти,прожил еще тридцать лет, служил епископом на острове Кипр,где распространял христианство, и там же мирно почил.


1.jpgНа подмосковной земле напоминанием о чуде воскрешения Лазаря стала Спасо-Вифанская обитель, устроенная попечением Лавры преподобного Сергия Радонежского. Место, названное позже Вифанией, а прежде носившее имя Корбуха, стал обустраивать ректор Троице-Сергиевой семинарии архиепископ Московский Платон (Левшин).В 1783–97 годах это был скит Троице-Сергиевой лавры.

Название «Вифания» новый скит получил по приделу соборной Преображенской церкви во имя Лазаря, воскрешенного в Вифании Палестинской.




Удивительный храм

Preobrazhensky-hram.jpgЦентром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783 – 1785 годах. Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ ранне-христианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.

Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря.Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения,доколе не удостоился воскресения».




Spaso-Vifanskii-monastyr.jpg«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.

dsc_0055s_novyy_razmer_0.jpgНеобычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.

Император Павел I (спустя несколько дней после коронации) отправился на поклонение мощам преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву Лавру, заодно посетил и Вифанию. Вскоре после посещения скита был подписан указ об учреждении в Вифании второклассного монастыря.«Император пожаловал монастырю 533 десятины и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земель, принадлежавших Махрищскому монастырю, с 1801 г. Вифанский монастырь получал также доходы с 3 мельниц, которые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митрополит Платон поставил у входа в свои покои обелиск.

Первоначальный облик Преображенского собора изменили пристройки XIX века, переделки коснулись и интерьера. Появились новые колокольня, стены и башни. В 1860 году началось возведение пятиглавого собора с двумя храмами: Тихвинской иконы Божией Матери на первом этаже (по нему собор назывался Тихвинским) и во имя Сошествия Святого Духа — на втором.

74723.jpgПосле кончины митрополита Платона скит стал небольшой обителью, существование которой в первой половине XIX века было связано прежде всего с Вифанской семинарией, в документах монастырь именовался «училищным». В монастыре в 1860 году было 37 насельников. В 30-х годах XIX века была перестроена Лазаревская церковь, в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили Вифанскую церковь», — писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову). В 1832 году завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860—1863 годах на средства свт. Филарета, купца Г.А. Красногорова и других жертвователей шло сооружение нового двухэтажного собора. В нижнем храме в 1863 году были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. А еще через три года свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская церковь митрополита Платона к середине XIX века была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митрополита Платона, в 1867 году была восстановлена домовая церковь, освящённая в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 году близ монастыря по проекту архитектора А. А. Латкова построили трёхэтажную гостиницу, в 1903—1905 гг. — новую каменную ограду. Обитель владела 37 десятинами земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, которые продавала или сдавала в аренду. В начале XX века в ней жили 23 насельника. При монастыре продолжала действовать Вифанская духовная семинария.

В 1918 г. монастырь преобразован в сельхозартель, в 1925 г. окончательно закрыт. 


ВОЗРОЖДЕНИЕ. ВЕХИ ИСТОРИИ

19 декабря 1998г. отслужили первый молебен в восстановленном храме Сошествия Святого Духа на апостолов. Вся церковная утварь была дана Троице-Сергиевой Лаврой. Первый «временный» иконостас был установлен на средства р.Б. Вячеслава. Много облачений пожертвовал иерей Сергий из с. Анискино (Московская обл.) и протоиерей Николай из с. Братовщина (Московской обл.). Первое время пел хор насельников Лавры и Московской Духовной Академии под руководством Андрея Орлова. 
 
• Первая Литургия была отслужена на Рождество Христово в 1999 г. Постепенно собирались прихожане.

• После молебна в день праздника святителя Николая 22 мая 1999 г. прихожане решили заказать аналойную икону святителя Николая для своего храма иконописцу и прихожанину В.Ф. Качикину. 21 июня1999 г. икона была освящена. 22 сентября 1999 г. Виктор Федорович и Ольга Васильевна Качикины пожертвовали икону «Троица» в резном киоте, немногим позже семьей Качикиных пожертвована икона «Богоматерь Казанская» в дубовом резномкиоте.

Строительные работы велись без прекращения богослужений. Архитектором и строителем был тогда Александр Федоров, бригадиром р.Б. Владимир Михайлович (ныне почивший). Так как верх храма был разобран в советское время, и не было возможности восстановить его первоначальный облик, приняли план с «ложными» сводами и куполами. Внутри поставили кирпичные колонны и поменяли деревянные балки, которые держат крышу.

Без имени-1.jpg В 2000 году на средства О.В. Качикиной заказано тело иконостаса (столяр Владимир Сергеевич Козляков). Приступили к написанию икон для иконостаса храма на средства Ильи Александровича Денисова (г. Москва) иконописцем В.Ф. Качикиным.

В августе 2000 г. настоятелем назначили архим. Дорофея.

15 июля 2001 г. в здании старой семинарии открыли медицинский пункт для паломников при участии р.Б. Ирины и р.Б. Виктора. В том же здании начала работать художественная школа для детей дошкольного возраста. В летние месяцы работал детский лагерь.

В начале осени 2001 г. иером. Гавриила перевели на общие послушания в Лавру. Архим. Дорофея перевели на послушание в Лавру в ноябре 2002 г. Настоятелем был назначен игумен Алексий.В 2002 г. на части территории открыто подворье Троице-Сергиевой лавры.

1999-2002 годах храме были на послушаниях: Алексей Толкачев (певчий), Владимир Иванков (в настоящее время инок Косьма в Валдайском Иверском монастыре), Александр Овчинников нес клиросное послушание (ныне иерей Александр Овчинников), Алексей Марочкин, алтарник (ныне иерей Алексей Марочкин), Владимир Петраков, Георгий Лямин (плотник и столяр) и другие. Все это время в нижнем этаже храма работал инкубатор.

В январе 2003 года назначен настоятелем иеромонах Даниил (с 2007 года - игумен). Обители был передан 2-й этаж собора в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, гостиница и старый семинарский корпус. Настоятель поселился в гостинице, как более уединенном месте. Был произведен ремонт кровли. Гостиница не имела центрального отопления вплоть до капитального ремонта в 2007 году. В старой семинарии жили трудники, а иногда и рабочие Свято-Троицкой Лавры.

В 2004 году в обитель пришел Сергей Пирог (ныне иеромонах Пимен). Ему поручены послушания в канцелярии и на клиросе. 
 
В 2006 году из Никоновского придела Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры монастырю передана святая икона первомученника архидиакона Стефана.С сентября попечение о финансовом состоянии обители и работах по восстановлению внешнего облика взяла на себя компания СК «МОСТ».

• К празднику Рождества Христова в 2007 году отремонтирован придел свт. Николая в соборе Сошествия Святого Духа на апостолов, оштукатурены стены, укреплен и обшит потолок, заменено освещение, послан новый пол. По государственной программе восстановления памятников истории и с помощью благотворителей закуплена утварь для алтаря и придела святителя Николая.

В октябре 2007 года епископом Сергиево-Посадским Феогностом проведен чин освящения Креста на месте Преображенского собора, чем положено начало его восстановлению.Начат ремонт кровли старого семинарского корпуса, братия и настоятель были переселены в строительные вагончики, в которых жили до 2010 года, пока монастырю не был передан Казначейский корпус.

• В обитель пришел Сергей Коскин (ныне монах Пахомий). Ему дано послушание второго водителя и алтарника.Осенью 2008 года закончены подготовительные работы и начата кирпичная кладка стен Преображенского собора и колокольни.

• Найдены архивные записи о погребенной на братском кладбище братии и благотворителях. В 2011 году в память о них установлен большой резной Крест с непрестанно горящей лампадой.

• Закончено строительство собора и колокольни, на заводе ЗИЛ отлиты колокола, подняты и установлены на колокольне. Выполнен косметический ремонт в Казначейском корпусе, в который затем из вагончиков переехала немногочисленная братия.

С 2007 года при монастыре действует воскресная школа. Для нужд монастыря и паломников производится богослужебное вино. Небольшой животноводческий двор дает монастырю молоко, яйца. Выращиваются гуси.

ПЕРВОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ


Год назад была торжественно отмечена 200-летняя годовщина со дня блаженной кончины митрополита Платона (Левшина), основателя монастыря. Это было первое богослужение в восстановленном Преображенском соборе. Божественная Литургия прошла в главном, верхнем приделе. В своей приветственной проповеди настоятель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископ Феогност назвал храм жемчужиной и украшением города.

Без имени-2.jpg
Без имени-3.jpg
Без имени-4.jpg
  





 


Насельники и прихожане Спасо-Вифанского монастыря будут молитвенно благодарны за любую помощь в завершении реконструкции этой удивительной жемчужины православия. Еще многое нужно сделать в этой обители во славу Божию и спасение души.

Адрес и контакты:
141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25. 
☎ 8 (496) 546-17-52, 8 (496) 546-18-42
Сайт подворьяwww.vifansky-monastir.ru

Как добраться:   
3 км к югу от Гефсиманского скита вдоль пруда.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

28 июня 2017 г. (15 июня ст. ст.)

Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских (1392), собеседников прп. Сергия Радонежского. Прор. Амоса (VIII в. до Р. Х.). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (X). Мчч. Вита, Модеста и Крискентии питательницы (ок. 303). Мч. Дулы Киликийского (305–313). Прп. Дулы страстотерпца, Египетского. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского (420). Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (ок. IX). Блгв. кн. Сербского Лазаря (1389). Свт. Ефрема II, патриарха Сербского (после 1395). Блж. Августина, еп. Иппонийского (430). Сщмч. Амоса Иванова пресвитера (1919).
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей