Проповедь Архимандрита Илии (Рейзмира). «Два Суда ожидают нас по окончании земной жизни...»

Неделя мясопустная, посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном Суде живых и мертвых (Мф. 25, 31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы мы не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие к согрешающим, оставляя заботу о своем скором исправлении.

Фрагмент фрески Страшного Суда. Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Фрагмент фрески Страшного Суда. Трапезный храм Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В этот день предлагаем вниманию наших читателей проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Остается одна неделя до Великого поста. В следующее, Прощеное, воскресенье Святая Церковь будет призывать нас к примирению друг с другом и прощению взаимных обид, указывая, что Бог нас прощает тогда, когда мы сами прощаем друг друга. Готовя нас к Великому посту и к этому примирению друг с другом, Святая Церковь сегодняшним евангельским чтением вразумляет нас картиной будущего Суда при втором пришествии Сына Божия.

Два Суда ожидают нас, дорогие братия и сестры, по окончании земной жизни. Один – непосредственно после смерти. Это предварительный частный суд. Его испытывает каждый умерший, особенно в первые 40 дней, проходя так называемые мытарства.

После разлучения с телом душа осознает свою причастность духовному миру и несоответствие своего внутреннего греховного состояния этому миру, что вызывает тяжкие мучения и обличение совести в неправильно прожитой жизни. Вражья, демонская, сила усиливает эти обличения, напоминая один за другим грехи прожитой жизни. Ангел-хранитель противостоит этой силе в защите умершего. В этой борьбе за его душу и за смягчение ее тяжкого состояния много помогают молитва Церкви, милосердие, любовь и молитвенная связь с нею всех родных и близких. Все это поддерживает душу умершего и вселяет надежду на милосердие Божие на следующем Суде – при втором пришествии.

Поистине горе всем тем, о ком некому помолиться после смерти и подать милостыню. А это часто бывает с теми, кто сам при жизни не молился и не творил милостыни за умерших.

После предварительного суда умершие ждут определения своей окончательной участи при втором пришествии Христовом. Об этом втором Суде и сообщалось в нынешнем евангельском чтении. Христос придет во всей Своей небесной славе, и перед Ним соберутся все воскресшие, все народы, все праведники и грешники, никто не спрячется, не останется в стороне, не укроется за спиной других. Когда все народы предстанут пред страшным судилищем, тогда в сонме людей где-нибудь будем стоять в трепете и мы, чтобы отдать последний отчет в своих делах, словах, тайных помышлениях и чувствованиях. Все человечество будет поставлено посреди Царства и осуждения, жизни и смерти. И откроются страшные книги совестные, где написаны наши дела и слова, и что сказали и сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога и людей. Тогда потребуется от каждого из нас исповедание православной веры, исполнение обетов Крещения, несокрушенная печать его, неоскверненный хитон тела и души, доброе исповедание, какое дали мы при многих свидетелях в святом крещении, где мы отреклись сатаны и всех дел греховных, диавольских. Таким образом, наши слова и дела или осудят, или оправдают нас в тот час. Каким же образом будут все допрашиваемы? У пастырей Церкви потребуют ответ за собственную жизнь и за вверенную им паству, у начальников – за подчиненных, а всякий верующий даст ответ за дом свой, за жену, а жена за мужа, за детей своих, воспитывали ли они их в учении и наставлении Господнем, как заповедал апостол.

Когда исследованы будут и объявлены дела всех людей пред ангелами и всем человечеством, тогда отделит Господь одних людей от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Не знаем, кто из нас будет стоять тогда по правую сторону, а кто – по левую, но знаем, что всякий человек должен дать отчет во всем, что он совершил в продолжение земной жизни. И знаем, что у кого есть добрые дела, тот будет отделен от грешных, бесплодных и воссияет он, как солнце.

Горе всем, кому в тот страшный день выпадет жребий стоять по левую сторону! Ибо они покроются тьмою и горько восплачут, когда услышат этот печальный приговор. Тогда пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

И разлучены будут друг с другом, и каждый пойдет в свое место, туда, откуда нет возврата. Разлучены будут родители с детьми, друзья с друзьями, печально разлучатся супруги, которые не сохранили в чистоте свое супружество. Еще ужаснее то, что каждый грешник сам почувствует, что на правой стороне, между праведниками, ему не место! И наконец пойдет каждый в уготованное ему место, какое сам себе приготовил, не захотев покаяться.

Дорогие братия и сестры! «Смотрите же за собою, – призывает Спаситель, – чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Бодрствуйте, молитесь и будьте готовы, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Подвизайтесь войти сквозь тесные врата», чтобы наследовать нам жизнь вечную. Ибо кто (тесным путем) идет, тот несомненно наследует вечную жизнь. Путь этот – покаяние, пост, молитва, смиренномудрие, духовная нищета, милостыня, слезы. Идти узким путем – значит терпеливо переносить укоризны, бесчестья, «злострадать и воздавать за сие добром, прощать долги должникам, полагать душу за друзей и, наконец, пролить кровь за Христа, когда потребуют того обстоятельства».

Итак, дорогие братия и сестры, не будем отчаиваться в своем спасении. Согрешили мы – покаемся, тысячекратно согрешили – тысячекратно принесем покаяние. Истинное же покаяние состоит в том, чтобы удалиться от греха и возненавидеть его. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 78-82.


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

31 марта 2023 г. (18 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.