Проповедь. Архим. Илия (Рейзмир). «Будем же все мы такими грешниками кающимися!»

Неделя о блудном сыне продолжает готовить верующих к началу Великого поста. В эти дни Православная Церковь вспоминает знаменитую евангельскую притчу, которую свт. Николай Сербский называет «целым Евангелием тайн и поучений». В ней нам явлены примеры истинного покаяния и долготерпения и милосердия Божия к искренне кающемуся грешнику. «Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние», – говорил прп. Нил Синайский. Начиная с нынешней недели, во всех православных храмах на всенощном бдении звучит покаянный 136 псалом «На реках Вавилонских».

Предлагаем вашему вниманию проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) о смысле притчи о блудном сыне.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сейчас вы послушали евангельский рассказ, мимо которого не пройдешь. Это бессмертные слова Хрис­та о блудном сыне. Эта притча бессмертна, потому что в ней расска­зывается вечная история о блудном сыне, история сегодняшнего дня. Только нужно понять эту историю. Сын ушел от отца, ушел из дома, и, уйдя из дома, заблудился, сбился с пути и пошел по распутьям, т.е. стал вести распутную жизнь. Главный смысл притчи – вечная история ухода человека от Бога, ухода от Отца. Посмотрите, с ка­кой психологической тонкостью каждый штрих, каждое слово этого иносказания рассказывают нам историю отпада души от Бога, ухода из Отчего дома!

У отца два сына, и меньший хочет уйти от него. Подумайте, от Бога отвращается ум молодой, незрелый, кичливый. Только человек, совсем не знающий жизни, крайне самоуверенный, незрелый, мнящий себя почти центром вселенной, бросает, подобно блудному сыну, вызов Богу. Уйти хочет не старший сын, а юнейший. Отворачивается от Бога тот, который отвергает высшее руководство Отца и хочет сам стать руководителем. Кто-то однажды сказал, что человек первую половину жизни живет для того, чтобы испортить себе жизнь, а вторую половину, чтобы каяться в этом.

Сын предъявляет отцу требование: «Дай мне мое!» Это иноска­зание, указывающее на причину, по которой человек уходит от Бога: происходит ложное самоутверждение человека в жизни, т.е. человек ложно, фальшиво представляет свое место во вселенной. Он исклю­чает себя из всей цепи мировой целесообразности, хочет стать само­довлеющим звеном. Это просто глупость, что притча и подчеркива­ет. Во-первых, даже экономически выгодно ли это требование сына к отцу? Выдели имение, разбей, раздели имущество, нажитое долги­ми годами, сплоченное крепко, и отдай «мою» часть... Как часто так бывает у нас всех! Человеческая ограниченность и самонадеянность всегда забывают, что человеческие силы и способности есть подарок, дар человеку, что человек им не хозяин. Он просто пользователь их, не больше. Подумайте: красота, например, талантливость, гениаль­ность, та или другая способность – все это создали вы? Все это непреходящее, Божие. Значит, требование отрыва от той почвы, на которой выросло все человечество и на которой только все и имеет смысл, – это абсурдное требование!

Дальше притча рассказывает, что же из этого получается. Чело­век, самоопределившись в жизни как нечто особое, необыкновен­но ценное, уходит в страну далече, как говорит Евангелие, или, как было сказано выше, в пространство, в неизвестность, без руля (руководства) и без ветрил. Тут же приходят следствия. Человек расточает свое имение, совершает расхищение и остается совсем без пропитания.

Так и наша душа, когда она уходит от Источника жизни, расто­чает свои дары. Наполнения жизненной энергией нет, человек живет только тем, что он имел уже от природы, от Бога, идет только рас­хищение, самое беззастенчивое, когда человек безудержно, направо и налево, тратит те дары, которые получил от Творца! Разве притча не права? Разве вы не видите в жизни, что люди только и занима­ются расхищением даров душевных, полученных от Бога?

Сын, ушедший от отца, начинает вести распутную жизнь. Так и душа, если она ушла с естественной, истинной дороги, выключив себя из общей цепи целесообразности жизни, неминуемо долж­на попасть на распутье. Душа запутывается в дебрях, в которые она попала. Опять-таки в жизни это совершается кругом. Жил со­всем ушедший в служение плоти младший сын со свиньями, жил среди людей, совершенно чуждых служению духу, низко опустив­шихся.

А нам не надо ли жить с теми, кто более близок к Богу, не надо ли опомниться, как опомнился блудный сын, оставить служение пло­ти и всем сердцем, в глубоком покаянии обратиться к Отцу Небес­ному, сказавши: «Отче! Согрешил пред небом и пред Тобою, а те­перь пришел с покаянием. Прими меня не как наследника, прими как раба Своего» (см.: Лк. 15, 18-19; 21)?

Если сделаем это, будет то, что было в притче: Отец Небес­ный Сам поспешно пойдет навстречу нам, кающимся, обнимет нас, блудных и окаянных, все нам простит и сотворит пир, пир радости, ибо сказано, что на небесах более радости будет об одном греш­нике кающемся (Лк. 15, 17). Будем же все мы такими грешниками кающимися – и откроет пред нами Свои объятия Бог, Который есть Любовь и Всепрощение! К Нему да будут устремлены все наши помыслы. Ему да посвя­тим мы всю свою жизнь! Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2014.


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

31 марта 2023 г. (18 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.