Жизнь вечная. Митрополит Николай (Ярушевич)

Жизнь вечная. Митрополит Николай (Ярушевич)

Господь наш Иисус Христос в молитве Богу Отцу накануне Своих страданий говорит о том, что ведет человека к вечной жизни: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Кто из нас, мои дорогие, не думает о вечной жизни? Кто не хочет стать достойным наследником этого счастья? Вопрос о вечной жизни волнует верующего человека в любом возрасте. У входа в сознательную и самостоятельную жизнь нельзя не думать о том, как нужно жить, как строить внутреннюю, духовную жизнь, чтобы земная жизнь не оказалась бесплодной для этой нескончаемой вечности. Мыслью о посмертном бытии верующий человек проверяет правильность своего жизненного пути в эту вечность.

Еще евангельский юноша со своим вопросом: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17) искал ответа у Господа Иисуса Христа. Тем более мы, дети Православной Церкви Христовой, «рожденные от воды и Духа» (Ин. 3:5).

Жизнь вечная – в том, чтобы знать Единого Истинного Бога и Господа Иисуса Христа, веровать в Него, служить Ему, иметь Его в своем сердце, как величайшее, бесценное сокровище, источник неисчерпаемой, всеобъемлющей радости и вдохновения в жизни!

Как надо веровать? Дух Святый через богоносных отцов Вселенских соборов собрал истины нашей веры во едино в нашем Символе веры.

Мы веруем в Бога Творца мира видимого и невидимого. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Он Промыслитель, в руке Которого судьбы народов и царств (см.: 2 Пар. 20:6), Которым «направляются шаги человека» (Притч. 20:24), без воли Которого «и волос с головы не пропадет» (Лк. 21:18). Посланный Богом Отцом Господь Иисус Христос Спаситель Крестным подвигом принес Себя в жертву за грехи всего человечества. Мы веруем в Христа, как нашего Нелицеприятного Судию в последний день этого мира на Страшном Его суде. Он наш Сладчайший Иисус, в объятиях Которого верные рабы Божии будут наслаждаться вечной радостью в Небесном Иерусалиме, на «новой земле» и под «новым небом» (Откр. 21:1).

Но знать Единого Истинного Бога – не значит только веровать а Него. Мы хорошо должны знать, мои дорогие, апостольские слова: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Любое знание в области жизни человека будет мертвым, если не будет иметь практического применения, не будет проверено и укреплено опытом. Тем более вера, охватывающая все стороны жизни человеческого духа, руководящая сердцем человека, не может быть только знанием истин, открытых нам в Слове Божием. Она должна быть воплощенной в жизнь каждого христианина. И на вопрос юноши, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Спаситель ответил: «Соблюди заповеди».

Знает Истинного Бога и верует в Него истинной верой тот, кто имеет сердце любящее, сострадательное, смиренное, кроткое, чистое, преданное воле Божией, кто боится греха и вечной смерти, кто алчет и жаждет своего вечного спасения.

В заповедях блаженства указаны нам ступени духовного восхождения к Царству Небесному. В многочисленных Своих заветах Господь говорит, какими путями выявляется вера в жизни христианина: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Знать Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа значит – подражать Божественным свойствам Спасителя: Его чистоте, Его любви, смирению, терпению. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И это «хождение в законе Господнем» (Пс. 118:1), эта жизнь по заповедям Христовым углубляет в нас и веру и соделывает нас родными Господу. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного тот Мне брат и сестра и матерь», – говорит Спаситель (Мф. 12:50)! «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Но можем ли мы без помощи Божией не только что-нибудь доброе сделать, но и помыслить о добром? «Без Меня, – говорит Спаситель, – не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Надо жить со Христом в тесном единении, чтобы иметь эту помощь Божию!

Господь наш Иисус Христос в прощальной Своей беседе с учениками начертал нам образ Своих взаимоотношений с теми, кто за Ним идет: «Я есмь Лоза, а вы – ветви. Как ветвь не может принести плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4-5).

Не только вера и добродетельная жизнь нас связывают так с Господом, как ветвь связана с лозой, но и наша жизнь во Христе и со Христом в сердце: ветвь питается теми соками, какие текут в нее из ствола. Для того Господь и основал Свою Церковь и оставил в ней залог Своего всегдашнего пребывания в ней – Св. Духа, чтобы мы, питаясь благодатию Св. Духа в таинствах Церкви, жили с Господом в самом тесном общении, сливаясь с Ним во едино! Святейшим из таинств, величайшим средством этого сопребывания нашего с Господом, с Божественной Лозой, является св. Причащение. Через его посредство мы душой и телом соединяемся со своим Господом и Отцом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин. 6:56).

Носите всегда в сердце, мои дорогие, эти слова Христовы о том, что Он – Лоза, а мы должны быть ветвями этой Лозы! Только тогда ветвь жива и плодоносит, когда живет одной жизнью со стволом! Сломанная или оборванная ветка засыхает. В таинствах и благословениях Православной Церкви преподается нам благодатная сила Св. Духа, связующая нас с Божественной Лозой, укрепляющая веру, возбуждающая к добрым делам и делающая нас твердыми на пути исполнения заповедей Христовых.

И, чтобы поить свою бессмертную душу струями благодати, надо принадлежать к Св. Православной Церкви, надо иметь ее своей духовной матерью! Только она одна – хранительница и раздаятельница этого Божественного сокровища! Только ей вручил Основатель Церкви Господь Иисус Христос это духовное богатство неисчерпаемое.

Дорогие мои! Веруйте тою верою, какой научены Словом Божиим и Св. Церковью! Живите по вере, «покажите веру из дел своих» (Иак. 2:18)! Для укрепления веры и доброй христианской жизни, для возрастания духовного, питания своей души, – открывайте свое сердце навстречу токам Божественной благодати, преподаваемой нам! Крепко держитесь за ризу Матери - Святой Церкви, будьте живыми детьми Православной Церкви! Будем же верными детьми Своего Небесного Отца, и врата жизни вечной, в блаженном общении с Богом, откроются перед нами.


27 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».