Сергиев Посад в конце XVII века

В XVII в. благодаря соседству с Троице-Сергиевым монастырем жители окружавших его слобод и сел часто оказывались участниками важных событий в истории Российского государства, немногим уступая в этом отношении жителям Первопрестольной.

albom_starye_fotografii_svyato_troickoj_sergievoj_lavry_17.jpg

Троице-Сергиев монастырь. Гравюра. 40-50-е гг. XVII в.

В августе 1612 г. через с. Клементьево, направляясь к Москве для освобождения ее от поляков и литовцев, прошло ополчение Минина и Пожарского. Проходящих ратников благословлял троицкий архим. Дионисий. В мае 1613 г. местные жители стали очевидцами торжественного поезда Михаила Романова, шедшего в освобожденную Москву на царский престол. Иерусалимский, Константинопольский, Александрийский патриархи, посещая Троице-Сергиев монастырь, неоднократно останавливались в гостинице с. Клементьева, проводили богослужения в сельской церкви.

Ежегодно весной, на праздник Святой Троицы, и осенью, на день поминовения прп. Сергия, жители с. Клементьева и слобод видели, как цари совершали паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Клементьево служило последней остановкой на пути царя со свитой к монастырю: здесь, в специально поставленном шатре, царь сменял дорожное платье на парадное, отсюда, часто пешком, он отправлялся к монастырю под непрерывный колокольный звон в сопровождении монастырских властей и народа.

Двумя внезапными приездами царской семьи в Троице-Сергиев монастырь ознаменовались 80-е годы XVII в. Осенью 1682 г., «избегая злоумышления» со стороны московских стрельцов и начальника их, кн. Хованского, в Троицком монастыре укрылись юные братья Иван и Петр и сестра их царевна Софья. За крепкими монастырскими стенами царская семья дождалась успокоения Москвы и усмирения стрельцов. В ночь на 8 августа 1689 г. в сопровождении небольшой свиты прискакал в Троицкий монастырь царь Петр. Здесь он укрылся от «злоумышления на его жизнь» царевны Софьи и все тех же московских стрельцов. Вскоре монастырь и его окрестности наполнились верными Петру войсками, которые «сташа около Сергиева монастыря и вокруг верст на десять, и по Московской дороге поставиша крепкие караулы». 8 октября 1689 г., уже самодержавным государем России, царь Петр покинул Троице-Сергиев монастырь. При имп. Петре I монастырь по-прежнему сохранял значение царской крепости. В 1701 г. на стенах и башнях Троицкой обители стояли: 22 пушки, 1 пушечка, 1 тюфяк, 21 пищаль. В Плотничной башне хранилось свыше 2500 ядер.

stsl_17v_preview.jpg

Сергиев монастырь на рубеже XVII-XVIII вв. Фрагмент гравюры И. Ф. Зубова.

Политические события конца XVII в., связанные с именем царя Петра, нашли свое отражение в преданиях, бытующих и до нашего времени. Одно из таких преданий объясняет название угловой северо-западной Уточьей башни – самой красивой башни Троицкой крепости, шпиль которой увенчан белокаменной уткой. При Петре I башня называлась Житничной. Согласно преданию, Петр I, укрываясь в Троицком монастыре, любил стрелять с этой башни уток на Белом пруду. Отсюда якобы и произошло новое название и необычное завершение башни. Другое предание объясняет название самого большого монастырского сада перед южной стеной Троицкой крепости. Согласно преданию, сад называется Пафнутьевским в честь Пафнутия Сагалаева, сына одного из стрелецких голов, сверстника и любимца царя Петра. Узнав о злодейском умысле на жизнь царя, гласит предание, Пафнутий из Москвы поспешил в Троицкую обитель к молодому царю и нашел его в саду. Царь обнял и поцеловал юношу, сказав ему: «Пусть же на память верной твоей службы и заслуги, сей сад именуется отныне Пафнутьевым».

События 80-х гг. XVII в. нашли свое отражение не только в преданиях, но и в двух прекрасных зданиях, которые украсили Троице-Сергиев монастырь в конце столетия: это Трапезная с церковью прп. Сергия и царские Чертоги. Обоим зданиям отводилась важная роль в церемониале царских посещений Троице-Сергиева монастыря: Чертоги предназначались для проживания царя, в Трапезной же он, по обычаю, угощал монастырскую братию.

Корнелий де Бруин, посетивший монастырь зимой 1702 г., так описал названные здания: «Палаты Его Царского Величества, великолепныя и царския снаружи, находятся по правую сторону, и ход в них двумя различными лестницами; передовая сторона этих палат чрезвычайно обширна... Трапезная иноков, другое большое здание, стоит против палат и видом похожа на оныя. Все окна украшены маленькими колонками, и камни рас­писаны различными красками». Большое впечатление на этого иностранца, как в свое время на Павла Алеппского, произвела крепость Троице-Сергиева монастыря.

img024_.jpg

Царские Чертоги. Кон. XVII в.

В 1708 г. для отражения возможно­го наступления шведского короля Карла XII на Москву крепость Троице-Сергиева монастыря была усилена «земляными фортециями», насыпанными перед крепостными стенами и башнями. Крепость и фортеции охраняли монастырские сол­даты. Со времен царя Петра так стали называть троицких стрельцов и пушкарей.

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV – нач. XX вв. / Сост. Н. Соловьев, К. Филимонов. Предисл. Т. Манушина. М.: Подкова, 1997.


27 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».