Замечательный Пролог

Замечательный Пролог

«Слово от Патерика»
(пересказ фрагмента «Пролога» на русском языке)

«Один брат спросил авву Силуана:

– Что мне делать, авва, дабы стяжать умиление? Ибо я весьма обуреваюсь унынием и сном. И утром, когда встаю, делаю это с большим усилием и без пения не читаю псалмов, а сна одолеть не могу.

Старец ответил:

– Чадо! произносить тебе псалмы с пением («со гласом») – прежде всего есть знак гордыни и возношения: вот я-де пою, а брат мой не поет. Затем, пение на голос помрачает сердце, делает его сухим и не дает душе умилиться. Посему, если хочешь прийти в умиление, то остави песнопения на гласы. И когда стоишь, творя твои молитвы, то пусть ум твой внемлет смыслу («силе») стиха (псалма), а ты представляй себе, что стоишь пред Богом Живым, истязующим сердца и утробы. Когда же проснешься («восстанешь от сна»), прежде всего прослави Бога устами твоими и начинай тотчас твое правило легко и тихо, с воздыханиями и поминая и грехи свои, и муку, где будешь мучиться.

Брат сказал:

– А я, авва, с тех пор как стал иноком, пою чин («упражнение») правила и часы по Октоиху (то есть на 8 гласов).

На это авва ответил:

– Вот от этого и бежит от тебя умиление. Смотри, как великие отцы, будучи неграмотными («бескнижники») и не зная ничего, ни гласов (пения – «гласа»), ни тропарей, кроме только нескольких псалмов, просияли, однако, в мире, как светила. И свидетели истинности моего слова авва Павел Простый, и авва Антоний, и авва Памва, и авва Аполлон и другие; они мертвых воскрешали и над бесами получили власть, но не за песнопения, тропари и гласы, а за молитвы и пост, ибо не красота пения спасает человека, а страх Божий и соблюдение Христовых заповедей. Пение же на гласы многих свело и в «преисподняя земли»; не только мирские, но и священники утопили себя в блуде и в страстях, ибо такое пение скорее («паче») является мирскими песнями: ради слушания их они и в храмы собираются. Подумай, чадо: каковы (необыкновенны, чудесны) дела на небесах, – а о них не пишется, что там с Октоихом поют. А один чин (ангельский) непрестанно поет лишь «Аллилуиа», другой – «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», третий – «Благословенна слава Господня от места дома сего». И ты, чадо, возлюби Христово смирение и подвизайся (старайся, «внимай») блюсти ум свой во время молитвы. И где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, а будь смиренномудрым, и даст тебе Бог умиление» (8 мая).

Это почти всякому известно по опыту: «устав» мешает молитве, и именно умиленной молитве. Сушит («жестоко творит» сердце)... И здесь мы читали в прошлом году «Серафимово» правило и... плакали. А теперь два часа идут «гласы», а сухо...

И преподобный Серафим уговаривал Ксению сократить Саровский устав, как непосильный. Сам же дал короткое «правильце» Дивеевским, но наставлял их творить постоянно молитву Иисусову... Он хотел им – молитвы, а не «молитвословия».

Подобное помню и в «Невидимой брани». Нужно бы найти... Подобное у епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь»:

– Однако ж не надо набирать много молитв. Небольшое число молитв, как следует исполняемых, лучше, чем много молитв, спешно исполняемых, от чего трудно удержаться, когда их набрано не в меру, в (во время) жару усердия молитвенного.

– Можно все правило молитвенное ограничить одними поклонами с коротенькою молитовкою и с своим молитвенным словом... Чтобы не вкралась сюда леность, надо или число молитовок определить, или время, сколько должна длиться молитва, или то и другое вместе».

Источник: Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948. М.: Правило веры, 2008. - С. 448-450.


4 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».