В Троице-Сергиевой Лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купола Пятницкой башни

В Троице-Сергиевой Лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купола Пятницкой башни

В рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» в Троице-Сергиевой Лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купольного покрытия Пятницкой башни. Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» осуществляется реконструкция здания типографии Троице-Сергиевой Лавры.

Пятницкая башня, восьмигранная в плане, располагается в юго-восточном углу монастырской ограды, сооружена в 1640 году. Это одно из самых мощных крепостных сооружений, построенных в XVII веке на месте разрушенной взрывом «в осадное время» башни. Высота башни до верха зубцов составляет 25 м, по диагонали – 21 м. В шести ярусах башни имеется 77 бойниц. На всю высоту башни проходит восьмигранный каменный пилон, который поддерживает своды и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий.

На основании проекта реставрации Пятницкой башни, согласованного и утвержденного Министерством культуры РФ как заказчиком данных работ, Троице-Сергиевой Лаврой были поданы заявки на проведение конкурсных процедур по осуществлению реставрации.

ООО «Промпроект» выиграло конкурс на проведение данных работ и получило разрешение Министерства культуры РФ на их проведение. С ООО «Промпроект» был заключен 2-годичный государственный контракт для проведения реставрационных работ на выбранном объекте.

Куратором реставрационных работ является Сергей Васильевич Демидов, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра (ПАРЦ) Троице-Сергиевой Лавры, архитектор-реставратор высшей квалификации, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ.

Производимые работы контролируются Федеральным технадзором. Технологии производимых работ согласованы с Министерством культуры РФ.

Реставрационные работы ведутся на основании проектной документации, разработанной по заказу Министерства культуры РФ Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ФГУП ЦНРПМ) (директор В.Н. Фатин).

Данная проектная документация согласована с Департаментом государственной охраны культурного наследия (директор В.А. Цветнов) Министерством культуры РФ.

Воссоздание купольного покрытия Пятницкой башни планируется произвести по документированным материалам, в частности по сохранившимся фотоматериалам и реалистическим зарисовкам, т.е. с высокой степенью достоверности воспроизведения ее долгое время фактически существовавшего облика. Иначе говоря, имеется возможность создать полноценную копию утраченного покрытия. В контексте современного ансамбля Лавры, в частности ее силуэта, сложившегося, в основном, в XVIII–XIX вв. (после завершения строительства колокольни и переделки верхов башен и некоторых церквей), криволинейная форма Пятницкой башни гармонировала бы с округлыми, усложненными очертаниями верха большинства других сооружений Лавры и, в первую очередь, с кровлями соседних с Пятницкой башен.

Перед началом воспроизведения исторического облика купольного покрытия Пятницкой башни было произведено ее обследование с целью определения технического состояния и несущей способности конструкций крыши башни для проведения реконструкции. Обследованию подлежали стропильные конструкции и кровля здания. Проводилось визуальное и инструментальное обследование путем детального осмотра конструкций крыши и выполнения их обмеров.

Первоначально башня завершалась высоким тесовым шатром с дозорной вышкой («смотрильней»), а в XVIII веке его сменила сферическая кровля, которая сгорела в 1920 г.

Утверждать, что криволинейную (куполообразную) форму покрытие Пятницкой башни приобрело в середине XVIII века, а не в XIX веке, как об этом пишет В.И. Балдин в книге «Загорск. История города и его планировки» (с. 127), имеются следующие основания. В той же книге (с. 33, 34) сказано, что монастырские власти воспользовались представившейся после пожара в мае 1746 г. возможностью для осуществления своего давнишнего желания – перестроить древние здания монастыря в соответствии с заготовленными еще ранее и утвержденными в Петербурге проектными чертежами на такую перестройку. Но в указанных чертежах («альбом 1745 г.»), приведенных, в частности, в книге И.В. Трофимова «Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. Исследования и реставрация», кровли большинства башен, включая Пятницкую, имеют купольную форму. Наклейки на альбоме, сделанные в 1790 г. и фиксирующие состояние построек Лавры в 1789 г., также подтверждают наличие таких кровель.

На других изображениях Лавры, сделанных во второй половине XVIII века, верх Пятницкой башни также купольный.

Когда в XVIII–XIX вв. стали повсеместно применять металлические кровли, это сделало возможным усложнить формы кровель в соответствии с новыми вкусами, выполнить их с криволинейными очертаниями скатов. В частности, криволинейная кровля, существующая доныне, заменила изначальную кровлю шатрового типа с плоскими скатами над храмом Прп. Сергия Радонежского с трапезной палатой, не говоря уже о большинстве других башен Лавры.

Известно, что в 1828 г. деревянная кровля башни была заменена на металлическую. Кровля была выполнена «по новому рисунку» и оказалась слишком тяжелой, что привело к появлению трещин на стенах. Поэтому переделанная в 1842 г. таким образом, «как она показана в старых чертежах Лавры», т.е. в альбомах 1745 г., башня сохранялась в таком виде вплоть до пожара 1920 г.

Непосредственно перед пожаром Пятницкая башня была накрыта восьмигранным колпаком сферического типа с широким (до 6 м) фонарем-бельведером.

Вместо сгоревшей кровли в 1923 г. (1925 г.) по проекту архитектора Д.П. Сухова была построена шатровая кровля Пятницкой башни.

Фактически устройство купольных кровель башен относится к тем же годам, когда князь Д.В. Ухтомский надстраивал лаврскую колокольню и увеличивал высоту глав Успенского собора. Таким образом, все указанные переделки следует считать одновременными и нечужеродными складывавшемуся в XVIII веке архитектурному ансамблю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 50-е гг. XX в. архитектором В.И. Балдиным из ЦРПМ (ныне ФГУП ЦНРПМ) были выпущены обмеры башен Лавры и разработан проект реставрации деревянного шатрового завершения.

Время проведения последнего ремонта Пятницкой башни не установлено.

В настоящее время башня используется под хозяйственные нужды монастыря.

В результате проводимых реставрационных работ на Пятницкой башне вместо современной шатровой формы будет воссоздана криволинейная (куполообразная) форма покрытия, аналогичная Водяной башне.


Таким образом, Пятницкой башне в 2017 году будет возвращен исторический облик XVIII века.


Пресс-служба Свято-Троицкой Лавры


STSL.Ru


14 ноября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.