Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Дорогие братия и сестры! Сегодня за литургией было прочитано святое Евангелие об исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжко страждущего бесноватого в Гадаринской стране [1]. Как жалок был этот человек! Он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробах. Долгое время бесы мучили его и до того сильно, что он бил­ся о камни, его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус Христос спросил его: как тебе имя? не потому, конечно, что не знал, ибо не может быть что-либо неизвестно Всеведущему Богу? А потому, чтобы людям стало известно, сколько нечистых мучителей было в человеке. Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. По тогдашнему римскому счету, легион заключал в себе шесть тысяч. Значит, шесть тысяч бесов изгнал Господь из человека. Один бес может столько зла сделать, а тут шесть тысяч - и как только они не замучили жалкого человека? Конечно, по воле Божией не могли этого сделать, так как Бог допустил им настолько му­чить бесноватого, насколько это было нужно, по божественному правосудию, для вразумления и для научения прочих людей - язычников, живших в той стране, какому тяжелому наказанию мо­гут они подвергнуться от Бога, если не обратятся от идолов к истинному Богу и не покаются в своих грехах. Такова власть Гос­подня над бесами! Они могут причинять человеку зло настолько, насколько попустит им Господь, больше - ни на йоту. И над жи­вотными они не имеют никакой власти, если Господь не попустит им войти в них и мучить; это видно из того, что бесы просили у Господа позволения войти в стадо свиное, что и было им позволено. И тотчас все стадо бросилось в море и утонуло. Если бы такая власть дана была от Бога бесам над людьми, то они, по свойствен­ной им злобе в несколько часов или даже минут погубили бы весь род человеческий. Но Господь удерживает, державе Его со страхом повинуется все темное сатанинское царство.


Исцеление гадаринского бесноватого.jpg


Позволив войти бесам в свиней, Господь показал, что человек дороже многих животных, и не только животных, но и всего видимо­го мира с его материальным богатством. Нет ничего в этом мире равноценного бессмертной и богоподобной душе человека.


Святитель Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно еще пони­мать таинственно, иносказательно, что под этими животными нечис­тыми понимаются грешные люди. Ибо Господь попускает бесам войти в грешного человека за его грехи и мучить его, а демоны осо­бенно любят вселяться в блудно живущих людей.


Дорогие братия и сестры, бесноватый человек, которого исцелил Господь, - это образ всего человеческого рода, мучимого диаволом. Бесноватые были прежде, они есть и теперь, только теперь они действуют скрытнее и хитрее, чем до пришествия Христова. И те­перь бесноватых очень много, есть и явные, но большинство из бес­новатых неявные. Это скрытое беснование страшнее для человека, потому что он не признает его за собой и не думает об исцелении, не стремится изгнать легион бесов, скрыто действующих в нем.


Кому из нас не известен нынешний такой род бесноватых, как пьяницы? Кто не слышал и кто не знает, как они терзают и мучают не только самих себя, но жен своих, детей, родителей. Как по дей­ствию бесовскому или сами доводят себя до самоубийства или тер­занием, побоями доводят до смерти родных. Не хватит сил опла­кать тот дом, где завелся пьяница: ад, истинный ад воцаряется в нем; каждый день слезы и стоны. О, ужасная страсть! Ужасное беснование! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонского состояния через свою алчность к вину. Чтобы из­бавиться от этого беснования, человеку надо решительно бросить пьянство и всем сердцем обратиться к помощи Господа Иисуса , Христа, Который один Своею благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Полчища бесов вселяются в человека за невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Святой Церк­ви. Бывают и настоящие бесноватые, в которых вселяются бесы по неисповедимым судьбам Божиим и производят в них умственное помешательство, произносят через них страшные хулы и скверно­словия, гонят и мучают их. Таковых, как пишет апостол, Бог пре­дал сатане во измождение плоти, да дух спасется. [2]Такие бесноватые находятся в состоянии невменяемости, они не сознают, что делают, Господь их спасет. А пьяницам вменяются их поступки, ибо они ума и свободы действия не лишены и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы …Царствия Божия не наследят, [3]конечно, если не оставят пьянство и не покаются, не изме­нят своей жизни.


Но есть, братия и сестры, другой род беснующихся. Это - злые люди, раздражительные, гневливые. Видали вы гневливых, серди­тых, злых людей? Как они нехороши в гневе! Как обезображивается у них все лицо, глаза! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, а потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. Есть еще несколько видов тихого (молчаливого) или злоречивого беснования: таково беснование лю­дей завистливых, которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые либо в молчании страдают, видя счастье ближних, либо поносят, клевещут на тех, которым завидуют.


Есть беснование скупых, алчных до денег, которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду, а из-за их утраты гото­вы наложить на себя руки, у которых демоны до того ожесточили сердца, что их не может растрогать никакое бедствие или несчастье ближних.


Есть бешенство плотской страсти: одержимые им впадают в тос­ку и отчаяние, если не удовлетворяют свою страсть, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения. Чтобы не одо­лела та или другая бешеная страсть, надо обуздывать ее в самом за­родыше; когда она усилится, тогда крайне трудно овладеть ею, да без благодати Божией и невозможно.


Есть бесовская страсть к зрелищам. Есть еще у людей беснова­ние, когда человек боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия и вообще святыни. Сюда же от­носится беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христианина, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает челове­ка. Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, душу и уста сквернослова. Вот сколько видов беснования, да еще и не все они перечислены.


Чтобы не стать жертвой коварства лукавых, злых и нечистых демонов, нужно врачеваться от этой нравственной болезни, а исце­ляется она только смиренною верою в Господа Иисуса Христа, по­правшего силу диавольскую искренним, глубоким покаянием, молит­вою и постом. «Сей же род изгоняется молитвою и постом», - говорит Господь. [4] Для того, между прочим, и установ­лены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели своего рода оружие против диавола и бесчисленных козней его. Помоги нам, Господи, избавиться от всех козней диавольских, укрепи в нас веру и наставь, вразуми и помоги нам спастись. Аминь.


ПРИМЕЧАНИЯ


[1] См.: Лк. 8, 26-39.

[2] 1 Кор. 5, 5.

[3] 1 Кор. 6, 10.

[4] Мф. 17, 21.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


STSL.Ru



13 ноября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.