Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю Антипасхи

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Христос воскресе!

Дорогие братия и сестры! Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, что в переводе с греческого значит «вместо Пасхи», потому что в этот день в первый раз повторяется воспоминание Христова Воскресения. Так как в мировой истории нет события более великого, чем воскресение Спасителя, оно вспоминается не только раз в год, как все праздники, но каждую седмицу. Антипасха есть первый воскресный день, в который обновляется празднование Великого дня Господня и называется в церковных книгах «неделею новою». Это воскресенье называется также Фоминым, потому что в этот день вспоминается явление Господа нашего Иисуса Христа в восьмой день после своего воскресения ученикам и уверение Фомы через осязание им ран Христовых.


Уверение Фомы. Икона из собрания ЦАКа

Когда Господь явился апостолам в день Своего воскресения, по усмотрению Божию, с ними не было Фомы. Радостная весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Через восемь дней после этого Господу было благоугодно вновь явиться Своим ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Приветствовав их, по обычаю, миром, Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда... подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». — «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул Фома, в душе которого сразу исчезло всякое сомнение. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» — такими были заключительные слова Господа в это Его явление. «Проповедуй же, Фома, Мое воскресение тем, кто не видел Меня. Заставь вселенную веровать не глазам своим, но словам твоим, пройди города и племена варварские, научи их вместо оружия облечься в броню креста. Проповедуй только, а уж они уверуют и поклонятся: не потребуют у тебя показать Меня. Исполни призвание и увидишь веру, ибо поистине: блаженны невидевшие и уверовавшие».

Неверие святого апостола Фомы называется в стихире на «Господи, воззвах...» Антипасхи «добрым неверием», так как произошло оно не от ожесточения сердца, не желавшего веровать в воскресение Господа, а от горячего стремления быть уверенным в чуде, которого апостол желал всей своей душой. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого тела в чуде воскресения, укрепил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякие предположения о видении учениками бесплотного духа и утверждающую, что Сам Христос явился во плоти.

Итак, не будь неверующим, но верующим! Дорогие братия и сестры! Судьба нашего спасения зависит от того, будем ли мы верующими в Спасителя или неверующими. Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ясно и решительно сказано, так что с нашей стороны невозможны никакие увертки. Желаешь спасения — верь; не хочешь спастись, хочешь своей вечной погибели — тогда не верь. Но кто же не желает себе спасения, вечного счастья? Все его ищут, ибо на то и рождаются. Однако же не все веруют. Даже можно сказать очень немногие веруют и верны Господу. Неверие, как чумная зараза, губит род человеческий. Горе нам, неверам и маловерам, ибо уготовляемся на страшное осуждение! «Маловерный! зачем ты усомнился?» — слышится иногда божественный голос в нашей душе. Но мы все-таки упорствуем. Страшно все это. Однако почему же это так? В чем причина неверия и маловерия?

Главная причина — это наша гордость, грубость и греховная, беззаконная жизнь. Святые отцы говорят, что вера становится живой и крепкой в человеке тогда, когда он очистит свое сердце отгреховных наклонностей, чувствовании и помыслов, от всего нечистого и скверного. Грехи против седьмой заповеди и грехи гордости приводят к упадку и потере веры. Поэтому прежде всего надо стараться покаянием и добрыми делами очистить свое сердце от прежних грехов и с помощью Божией хранить себя от всякой скверны плоти и духа. Постоянно читать святое Евангелие, Псалтирь, усердно молить Господа, чтобы умножил в нас веру. Подвигами благочестия надо искать веру, как искал ее апостол Фома.

Один инок пришел к блаженному старцу Исайи, жившему в пустыне много лет, и говорит ему: «Святой отец, научи меня, как мне поступать: вот я прочитал в Евангелии слова Иисуса Христа: "Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших", а между тем ум мой объят пламенем сомнений... Как мне потушить этот огонь?» — «Приходи, сын мой, через три дня», — сказал старец и скрылся в своем жилище. Через три дня инок снова пришел к старцу и настойчиво просил дать ему совет, как пробудить в себе угасшую веру. «Приходи через четыре дня, тогда видно будет», — сказал Исайя. Юноша-инок пошел в обитель опечаленный, но через четыре дня опять пришел к пустыннику: «Дай наставление, святой отец, тоска снедает меня без веры, научи, не откладывай... Пожалей меня, грешного...» Пустынник кротко и ласково посмотрел в глаза инока и, захлопывая окно своейкеллии, сказал: «Иди ныне с миром. За советом приходи через пять дней». Инок окончательно растерялся и никак не мог понять, почему старец уклоняется от положительного ответа. Все пять дней мысль об этом не оставляла ищущего веры инока. На шестой день он опять был у старца, которого стал упрашивать со слезами: «Умоляю, святой отче, не гони меня: без веры не могу жить. Не уйду, пока не получу наставления...» Старец обнял инока, поцеловал его и сказал: «Сын мой! Ты уже имеешь веру, какой я не имею!» — «Я не имею веры, а только ищу ее. Научи, как мне найти ее, отче?» — «Кто так, как ты, усердно ищет ее, тот уже имеет ее», — был ответ.

Дорогие братия и сестры! «Ищите, и найдете», — сказал Христос. Будем неустанно трудиться над собой и просить, усердно молиться, чтобы стяжать чистоту сердца, ибо только чистые сердцем узрят Бога, и тогда наше гибельное маловерие и неверие превратится в глубокую живую веру.

Аминь.

Источник: Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 



26 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.