Училище иконописания при Троице-Сергиевой Лавре в 1885-1918 гг.

В статье рассматривается проблема возрождения иконописной традиции в стенах Троице-Сергиевой Лавры в период с 1885 по 1918 гг. В это время в лаврском училище иконописания был предпринят ряд преобразований. Среди них – перевод в Лавру Московского епархиального училища иконописания, введение нового устава, составление нового проекта училища. К этой деятельности были привлечены такие известные личности, как академик живописи В. Д. Фартусов и ученый-византолог Н. П. Кондаков. К сожалению, из-за революционных событий нач. XX в. попытки не увенчались успехом.

Троице-Сергиева Лавра как крупнейший отечественный монастырь на всем протяжении своей истории большое внимание уделяла иконописи. В стенах Лавры всегда писалось большое количество икон, как для самого монастыря, так и для благословения многочисленным богомольцам. Лаврские соборы и храмы были расписаны лучшими мастерами своего времени, а украшением обители были росписи и иконостас Троицкого собора, созданные с участием Андрея Рублева и Даниила Черного. Однако Первая попытка создания полноценной иконописной школы в Лавре относится к 1746 г. По настоянию священноархимандрита архиепископа Переславского Арсения (Могилянского), при семинарии был открыт класс иконописи...Впрочем, после изъятия лаврских земельных владений в 1764 г., лишь благодаря влиянию московского митрополита Платона (Левшина), семинария и школа не были закрыты, но в течение последующего полувека иконописная школа едва существовала. Второе рождение она обрела в 30-х гг. XIX в. с назначением в Лавру архимандрита Антония (Медведева). Школе было уделено большое внимание священноначалия, в частности, к 60-м гг. для нее было построено специальное удобное помещение, так как она состояла к этому времени уже из двух отделений. Одно из них – собственно учебное, где «обучается греческой иконописи до шестидесяти мальчиков из разных местностей на полном монастырском содержании». Второе отделение фактически являлось мастерской, где выполнялись различные заказы. Всего в этом отделении находилось до двадцати человек.

64455.jpg

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры
с Никоновским приделом.
Вид с южной стороны. 1854 г.

Параллельно с этим в 1873 г. в Москве было учреждено епархиальное училище иконописания. Несмотря на первоначальные обширные планы и задачи по возрождению иконописания, поставленные устроителями училища, результаты оказались более чем скромными. Московский митрополит Иоанникий (Руднев) в кон. 1884 г. направил донесение в Святейший правительствующий Синод, где прямо говорилось, что училище «за десять лет своего существования в Москве мало послужило выполнению предположенной благой цели». Далее он предлагает перевести епархиальное училище иконописания в Лавру, поскольку таким образом будет удобнее достигаться «предположенная при открытии училища иконописания цель». Объяснялось это тем обстоятельством, что в Лавре давно существуют и хорошо устроены различные мастерские: и собственно иконописная, со всеми необходимыми для иконописания принадлежностями, и различные ремесленные мастерские – портняжные, кузнечные, токарные и фотографические, поэтому там есть куда определить учеников, оказавшихся неспособными к искусству иконописания.

Рассмотрев донесение митрополита Иоанникия, Учебный комитет при Синоде определил перевести училище в Троице-Сергиеву Лавру на изложенных основаниях.

Руководство лаврскими иконописцами в описываемое нами время осуществлял иеромонах Симеон. Он был смотрителем школы и преподавал живопись, которой выучился самостоятельно. С о. Симеоном была тесно связана ориентация лаврской школы на академическое письмо. Именно благодаря о. Симеону были установлены тесные контакты с палешанами, именно он формировал ассортимент мастерской, распределял заказы и следил за качеством работ. При о. Симеоне лаврская иконописная школа (чаще ее называют в это время живописной) была широко известна в церковном мире. Например, известный педагог и общественный деятель XIX в. С. А. Рачинский прислал в 1882 г. в школу своего воспитанника Николая Богданова, в будущем ставшего известным художником Богдановым-Бельским.

В лаврской школе в 60-80-х гг. XIX в. стремились учиться православные молодые люди даже из других стран: Сербии, Болгарии, Греции, Боснии.

Итак, в октябре 1885 г. произошло соединение московского епархиального училища иконописания и лаврской иконописной школы. В Лавру прибыли тридцать три ученика из епархиального училища, семь человек были набраны дополнительно на свободные места, и всего получилось сорок учащихся, согласно новому уставу. Учеников разделили на три разряда: высший, средний и низший; выделили им для проживания Пятницкую башню. Учебные классы в это время, вместе с лаврской мастерской, находились в казначейском корпусе, на 3-м этаже, в удобном помещении, устроенном для иконописцев еще архимандритом Антонием в 1849 г. Иногородние учащиеся лаврской школы проживали в помещениях рядом с мастерской, а жители Посада – по домам у своих родителей. Смотрителем объединенного училища остался о. Симеон, а его помощником – иеромонах Тихон. Для преподавания предметов были приглашены сергиевопосадские священники – Николай Фаворский и Сергий Виноградов. Они составили Совет училища согласно измененному уставу училища иконописания.

О. Симеон так и остался основным преподавателем живописного мастерства, а переведенное в Лавру училище сразу стало «одним из подразделений, занимавшихся в Троицком монастыре созданием икон». В общем, в системе подготовки иконописцев сравнительно мало что изменилось. Оказалось, что с 1885 г., со времени перевода училища в Лавру, «иконописание в нем никогда не преподавалось, так как училище это тогда же было поручено главным образом руководству смотрителя существовавшей уже с давнего времени при Лавре иконописной школы иеромонаха Симеона, который сам с иконописанием вовсе не был знаком, а занимался только живописью».

В 1897 г., после кончины иеромонаха Симеона, для преподавания живописи был приглашен выпускник «Художественных классов» (так тогда называлось Московское училище живописи, ваяния и зодчества) Василий Корнеевич Бондарев с рекомендацией «лучшего по искусству и по нравственности». Он продолжил занятия по установившимся при о. Симеоне правилам и оставался на этом послушании вплоть до закрытия школы.

В том же году сотрудники отдела иконоведения при Обществе любителей духовного просвещения вспомнили о своем детище и обратились к Московскому митрополиту Сергию (Ляпидевскому) с просьбой о «перенесении иконописной школы в Москву и о помещении ее в свободный корпус Московского Данилова монастыря».

Остается рассмотреть, как развивалась ситуация с введением традиционного иконописания и других изменений в оставшейся под сенью Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иконописной школе в самый последний период ее существования – с 1900 до 1918 гг. 

К нач. XX в. священноначалие Лавры и общественность в лице Отдела иконоведения, радевшего за возрождение традиции, уже подготовили почву для реорганизации лаврской иконописной школы. С помощью деятелей Комитета попечительства о русской иконописи с 1905 г. началось преобразование бывшего училища иконописания и введение преподавания иконописи. Наместник Лавры архимандрит Товия в письме графу Шереметьеву благодарил последнего за готовность содействовать введению иконописания вместо живописи в лаврском училище. В 1905 г. в Лавру прибывает иконописец Николай Прокофьевич Клыков из Москвы, где он трудился в мастерской М. И. Дикарева. Клыков приступил к преподавательской деятельности с 1 сентября 1905 г. Тех из учащихся, которых в течение 3–5 лет обучали живописи, решили не переучивать и дать возможность закончить обучение по начатой программе.

Последние несколько лет существования были нелегкими для училища. Само училище также испытывало нужду во многом. Пока трудно вполне уверенно сказать, удалось ли поднять подготовку в училище в первые десятилетия XX в. на новый качественный уровень и решить те задачи, которые преследовали заинтересованные лица. Похоже, что, несмотря на все приложенные усилия, удалось справиться далеко не со всеми поставленными задачами. Похоже, что поднять уровень школы, где бы готовили не простых ремесленников-иконописцев, а творчески мыслящих, образованных церковных художников, в то время все-таки не получалось. Возможно, в немалой степени этому помешали и внешние, весьма неблагоприятные революционные события 1905 г. и начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, а политический переворот 1917 г. окончательно пресек все намечавшиеся благие начинания.

Лишь в 1990 г. иконописная школа в стенах Троице-Сергиевой Лавры возобновила свою деятельность, будучи подразделением Московской духовной академии. Сейчас обучение в школе строится на иных основах, чем это было до революции. При поступлении в школу учащиеся проходят большой конкурс – 6-8 человек на место. До поступления в школу, как правило, они уже получают начальное или среднее (иногда высшее) художественное образование, и, соответственно, возраст поступающих не ниже 17-ти лет. Система образования разделена на две ступени и составляет в целом пять лет. На первой, трехгодичной, ступени обучения, учащиеся изучают богословские предметы: Священное Писание, катехизис, литургику, церковнославянский язык, историю Церкви, основы богословия (нравственное богословие), – которые читают преподаватели семинарии и академии. В учебную программу введены также специальные предметы: иконоведение, история церковного искусства, иконография. Параллельно, начиная с первых дней занятий, учащиеся осваивают технику и технологию традиционной иконы, выполняют сначала простые фрагменты и детали иконы – палатки, горки, и заканчивают более сложными фрагментами – многофигурными композициями. Со второго курса начинают выполнять несложные иконы под руководством преподавателя. Основной методический принцип работы в школе – это копирование образцов, изучение языка древней иконы при непосредственной работе с подлинниками. Для решения этой задачи учащимся предоставляется неоценимая возможность выезжать в музеи разных городов, где есть собрания икон, и работать непосредственно в экспозициях, созерцая и изучая иконы разных времен и стилей. Вторая ступень обучения, двухгодичная, предполагает решение учащимися более сложных, творческих задач – это разработка новой иконографии святого, разработка проекта иконостаса или росписи храма. Последний, 5-й год обучения посвящен выполнению дипломной работы. Как правило, выполняется икона большого размера, предназначенная для конкретного храма. Иногда несколько учащихся выпускного курса выполняют ряд икон для иконостаса. Весьма часто учащиеся выбирают темой своей дипломной работы житийную икону и разрабатывают сложную композицию, включающую образ святого в окружении сцен его земного жития. Хотелось бы думать, что современной иконописной школе удается успешно решать задачи, которые ставили в своих проектах дореволюционные ученые-энтузиасты, желая видеть на службе Православной Церкви образованных иконописцев и стремясь поднять традиционное иконописание на соответствующий ему уровень.

Л. А. Армеева

Источник: Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. М.: ПСТГУ, 2011. Вып. 2 (5). – С. 193–206.


14 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.