У истоков обители преподобного Сергия

У истоков обители преподобного Сергия

Когда мысленным взором окидываешь историческое прошлое нашей великой Родины и начинаешь воспроизводить в памяти отдельные моменты этого минувшего, то никак нельзя пройти мимо большой религиозной, культурно-просветительной и политической роли Троице-Сергиевого монастыря в истории русского народа и государства.

Похоронив родителей, Варфоломей поспешил осуществить свою заветную мечту — уйти в «пустыню» для монашеских подвигов; к этому он склонил и своего брата Стефана. После долгих поисков места для своих подвигов братья решили остановиться на Маковой горе («Маковице»), с двух сторон окруженной оврагом. Братья на скорую руку соорудили себе шалаш («одрину хизину»), а потом «церковицу малую», которая была освящена во имя Святой Троицы. Освящение это последовало, по сообщению Епифания, при великом князе Симеоне (1340-1353 гг.). Если годом рождения преподобного Сергия считать 1322, а пострижение его в монахи последовало на 20-23 году его жития, то поселение братьев на Маковой горе, сооружение и освящение «церковицы» было около 1345 года.

Стефан, оставив Варфоломея одного, ушел в Москву в Богоявленский монастырь. Трудно приходилось Варфоломею, но он оставался непоколебимым и только поспешил принять иноческий постриг.

В Древней Руси при приходских церквах часто проживали монахи, имевшие священный сан и отправлявшие церковные службы для местного населения, которые именовались старцами-игуменами. Одного из таких старцев-игуменов по имени Митрофана, обитавшего поблизости, пригласил к себе Варфоломей. Митрофан постриг Варфоломея в монашество с именем Сергия, совершил в его «церковице» Литургию и снова ушел к себе. Сергий остался «один в пустыни безмолствовати и единствовати».

Начались трудные подвиги молодого инока. Сколько времени продолжались эти подвиги, Епифаниево житие не устанавливает. Жизнь в бесплодной пустыне, когда одна ночь может показаться целою вечностью, когда помимо диких зверей на святого подвижника ополчились целые сонмища духов злобы поднебесные, не всем под силу. Но время шло. Непрестанное богомыслие, отправление церковных служб, за исключением литургии, тяжелый физический труд создавали подлинного богатыря духа и выдающегося подвижника. Псалтирь и Евангелие являлись духовною опорою святого инока. Звери, враждующие с человеком после грехопадения первородного Адама, к святому иноку питали то доверие и покорность, которые были нормою отношений между человеком и животным миром в раю. Один медведь был особенно дружен с преподобным Сергием. Он регулярно приходил к его келлии, и святой братски делился с ним имеющимся у него запасом хлеба, которого у него самого очень часто не хватало. Пищу преподобного составляли хлеб и вода. Воду он брал из ключа, близ которого стояла его келлия, а хлеб, по всей вероятности, доставлял ему время от времени брат Петр, проживавший по-прежнему в Радонеже.

Как ни уединенно было житие преподобного Сергия, но свет его святой подвижнической жизни пробивался сквозь чащу дремучего леса. К нему стали стекаться жаждущие монашеских подвигов. Образовалось монашеское поселение, увеличивавшееся постепенно в числе своих членов. В 1354 году братией был избран в игумены преподобный Сергий и тогда же был утвержден в этом звании и рукоположен в священный сан, проживавшим в то время в Переяславле Волынским епископом Афанасием. А будущий митрополит св. Алексий в это время (с мая-июня 1353 по июнь 1354 года) находился в Константинополе на возведении его на митрополию, так что дата поставления первого игумена и образования нового монастыря — 1354 год — не должна вызывать никаких сомнений.

С поставлением преподобного Сергия в игумены слава нового монастыря росла. С именем преподобного Сергия в истории русского монашества связано создание у нас, на Руси, так называемых пустынножительных и общежительных монастырей. Троице-Сергиев монастырь в первые годы своего существования был особножительным и, думается, таковым он оставался не один год. По вопросам, когда было введено в Троице-Сергиевом монастыре общежитие, кто был инициатором его, среди историков Церкви нет единодушного мнения.

Троице-Сергиев монастырь имел такое же больше церковно-историческое значение для Северной Руси, как Киево-Печерский монастырь для Руси Юго-Западной. Троице-Сергиев монастырь стал рассадником иночества на Северо-Востоке Руси.

С кончиной Преподобного Сергия закончился первый период историй его монастыря. С XV века начался новый. Монастырь становится крупной вотчиной. Деревянные небольшие храмы сменяются величественными соборами. Скромный деревянный тын заменяется величественной каменной оградой, выдержавшей шестнадцатимесячную (23 сентября 1608 года — 12 января 1610 года) осаду польских интервентов в начале XVII века. Игуменов в Троице-Сергиевском монастыре с 1561 года сменили архимандриты, а с 1744 года монастырь становится Лаврой. Но внешний рост обители Святой Троицы не ослаблял ее крупного религиозно-нравственного, просветительного и государственного значения.

Более шестисот лет (с 1354 года) прошло с тех пор, как фактически начала свое историческое бытие обитель Святой Троицы, созданная преподобным Сергием. Он был первым игуменом ее, таковым он остается и поныне. Века не стерли из памяти народной славного имени и славных подвигов ее основателя. Он жив, ибо «праведники во веки живут».

Проф. А. Никонов

Источник: Журнал Московской Патриархии, № 4, 1954.


24 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».