Церковь Христова – неделимое тело

Церковь Христова – неделимое тело

Приводим одну из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве.

Каждый день Церковь совершает празднование в честь тех или иных святых. И нам надлежит помнить об этом, чтобы уметь войти в среду молитвенных переживании и воспоминаний, которые объединяют Церковь и всех людей, когда-то живших и ныне живущих. Кто находится в храме, совершает службу или присутствует на ней, тот и слухом, и зрением приобщается к этому молитвенному воспоминанию. Кто делом своим житейским, или немощами, или какими-либо другими переживаниями отдален в этот день от церковной службы, тот может и должен призвать в своей молитве имена святых, поминаемых в сей день.

Я постоянно напоминаю вам о том, что Церковь Христова – неделимое Тело Господа, что каждый из нас и все мы незримыми узами связаны друг с другом. Святые, которых мы вспоминаем в церковный праздник, не отделены от нас, но рядом с нами в единой благодатной жизни – и здесь, на земле, и там, на небесах.

Вспомните, как мы молитвенно поминали преподобного Сергия Радонежского, который всегда предстоит пред Богом и зрит в Нем, как в зеркале, наши скорби: «...и в Нем, якоже в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения». Все мы должны помнить, чем живет Святая Церковь. А она живет ежедневно воспоминанием священных событий.

Мы посвящаем первый день в каждой седмице Господу Богу. Древние христиане называли его «день Господень», а мы – воскресеньем.

Следующий за ним день, понедельник, посвящен святым Ангелам, бесплотным хранителям нашим, слугам Божиим. И потому в этот день мы предстаем с особым ответом пред своим Ангелом хранителем, который дает за нас ответ Богу, ходатайствует о нуждах наших, скорбит о падениях наших и радуется нашей радости.

Вторник Церковь посвящает святому пророку Иоанну Крестителю. Проповедуя на земле покаяние, он стал первым исповедником веры в Господа Иисуса Христа. За Христа, за правду, за истину своих первых проповедей отдал мученически жизнь. Будучи усечен мечом в темнице, Иоанн Креститель и поныне ходатайствует пред Богом о покаянии всех живущих на земле, чтобы пришли все в жизнь вечную, очищенные от грехов уже в этой жизни. И потому на иконе мы видим Иоанна Предтечу, который предстоит Престолу Божию в молитвенном усердии, в ходатайстве о помиловании всего грешного мира.

В среду вспоминаем предание Господа на Крестные страдания. И этот день посвящаем воспоминаниям Креста Господня, подвигу крестоношения. Вспоминаем в этот день, что и мы, христиане, назвавшись так, идем за Христом Спасителем, каждый со своим крестом – крестом терпения, крестом жизненного подвига, который многообразен и у каждого свой; каким бы тяжелым он нам ни казался, он каждому по плечу. Каждому человеку Господь дает крест по силам, именно тот, который мы можем выдержать даже в немощи и не забыть правды Божией. Одним дается терпение телесных болезней, другим – преодоление душевных слабостей, и это не меньшее испытание. Крест слагается из многих таких испытаний, но на все один ответ – терпение. Итак, среда – память крестоношения, память нашего подвига терпения. И мы молимся в этот день Господу, чтобы дал нам твердое, неукоснительное крестоношенне – идти путем Христовым.

Четверг посвящен памяти святых апостолов – тех учеников Господа, которые были свидетелями Его земной жизни. Они проповедовали Евангелие и оставили нам послания, из которых черпаем мы духовные знания. Кроме двенадцати, есть и другие апостолы, которые стали проповедниками Евангелия, не будучи свидетелями земной жизни Спасителя. Это апостол Павел и множество других. Всем им, апостолам Христовым, посвящен этот день. Нам же в этот день, вспоминая святых апостолов, надлежит задавать себе вопрос: «А мы можем ли назвать себя учениками Христовыми? Можем ли мы считать себя исповедниками веры Христовой? Несем ли мы в своей любви, в своем деле правду Божию? Достойны ли предстать рядом со святыми учениками?» Этому посвящен четверг.

В этот день Церковь вспоминает еще одного великого и верного последователя Христова – святителя Николая Чудотворца. Он не был апостолом, не был очевидцем земного подвига Господа, но Святая Церковь восславила его в один день с апостолами. Во все времена, во всех странах знают святителя Николая как «скорого помощника и преславного чудотворца». А годимся ли мы быть его последователями? Так ли мы храним веру православную? И так ли мы отзывчивы и добры в нашей жизни, как был святитель Христов Николай? Мы обращаемся к нему за помощью, а сами сделали ли хоть одно доброе дело, чтобы быть хоть в чем-нибудь подобными ему?

Пятница. В этот день Господь отдал дух Свой на Кресте (см.: Ин 19:30-31). И мы вновь вспоминаем животворящий Крест Христов, подвиг Христа ради нашего спасения. Как в среду, так и в пятницу храним пост душевный и телесный, воздержанием проверяем себя: христианин ли я или только по имени дерзаю называть себя так?

И вот последний день седмицы – суббота. В этот день Святая Церковь отдает честь и память Преблагословенной Владычице нашей Богородице и всему лику святых, которые когда-либо жили на земле и угодили Богу своей святой жизнью. В этот день вся служба посвящена предшествующим нам в подвиге святом исповедникам православной веры. Но не только тем, кто был свят, подобно Матери Божией.

В тот же день совершается память усопших, отшедших в жизнь иную. Есть несколько субботних дней, когда Святая Церковь сугубо молится за усопших. Даже тогда, когда по Уставу не предписано больших церковных служб, совершается в субботу заупокойное поминовение и в храмах, и в домашней молитве, ибо суббота – день усопших, день упокоения. В субботу мы с особой силой молитвенного поминовения сопереживаем наше духовное единение с теми, кто жил до нас: с родителями, сродниками, со всеми, от века скончавшимися, со множеством воинов, отдавших жизнь свою на поле брани за Отечество. О всех от века скончавшихся братьях и сестрах наших в надежде на соединение в жизни вечной мы совершаем в субботу наше молитвенное воздаяние. И в этот день мы вновь проверяем себя: а так ли мы годны встать в ряд святых? И вновь после этого входим в радость воскресного дня.

И так день за днем, седмица за седмицей под осенением благодати Божией, в единстве со всеми святыми мы проходим нашу христианскую жизнь. Вот почему в храмах наших всегда на видном месте расположен церковный календарь с месяцесловом святых. И заранее, ведомо для всех объявляется служба в их память.

Церковь неустанно призывает всех нас, братья и сестры, чаще молиться, потому что, как бы ни была горяча и благодарна уединенная молитва, в Церкви она приобретает силу, потому что в Церкви вместе с нами близкие, рядом с нами стоящие люди, и Господь присутствует среди нас. Аминь.

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В. А. Никитин; предисл. Е. М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.


23 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».