Троицкий патерик. Преподобный Авраамий Чухломской, Галичский, ученик преподобного Сергия Радонежского

Троицкий патерик. Преподобный Авраамий Чухломской, Галичский, ученик преподобного Сергия Радонежского

Первоначально прп. Авраамий подвизался в нижегородском Печерском монастыре. В Троицкой обители он выполнял различные послушания: трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду. Со временем он был удостоен священнического сана. После многолетнего пребывания в общежительном монастыре Авраамий попросил прп. Сергия отпустить его для отшельнической жизни. Преподобный заповедал ему: «Если придут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовью, не себе угождая, но ближнему твоему, и носи на себе немощи немощных». Получив благословение Преподобного, Авраамий удалился в страну Галичскую.

Придя в пустынное место на берегу Чухломского (Чудского) озера, святой Авраамий вознес теплую молитву ко Господу и Божией Матери. Преподобный услышал голос сверху: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». На вершине горы он увидел яркий свет. Преподобный осенил себя крестным знамением и взошел на гору. На дереве он увидел икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Авраамий пал ниц, долго лежал на земле и плакал от умиления. Вдруг опять послышался голос: «Авраамий! Встань и укрепись». Он поднялся и усиленно молился. Икона сама опустилась ему на руки. Омочив слезами святой образ, он с умилением повторял: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?» Святой поставил икону на дерево и всю ночь возносил благодарственные молитвы ко Господу и Божией Матери.

Через некоторое время прп. Авраамию пришла мысль отправиться с явленной иконой в пустынное место, которое ему укажет Пресвятая Богородица. Размышляя об этом, преподобный уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамий! Пребудь на месте сем и спасешься, и воздвигнешь Мне обитель. Я не оставлю тебя и твоих учеников, даруя обители всякое изобилие». Авраамий пробудился от сна и со слезами возблагодарил Матерь Божию за Ее милость. На горе он поставил часовню. В келейке в великом воздержании он проводил свои дни, питался сухим хлебом и водой из источника, да и то не каждый день.

Молва о дивном пустыннике и чудной иконе распространилась по Галичскому княжеству. Через своего посланника кн. Димитрий Феодорович пригласил Авраамия прибыть к нему вместе с явленной иконой. Святой прибыл в Галич, переплыв озеро на рыбачьей лодке. В городских воротах его встречали духовенство, князь со всем семейством и народом. Преподобный внес икону в соборную церковь, отслужил перед ней молебен с водосвятием и окропил святой водой молящихся. Множество недужных получили от иконы исцеление.

На другой день преподобный рассказал князю о повелении Божией Матери основать монастырь на том месте, где явился Ее святой образ. Князь пожертвовал средства на строительство обители и содействовал быстрейшему его окончанию. Так был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Прп. Авраамий подвизался затем среди суеверных язычников. Он часто собирал язычников, увещевал их, призывал отбросить суеверия и обратиться к христианской вере Получая исцеление от телесных недугов у иконы Богородицы, они воочию убеждались в правоте христианской веры и убеждали в превосходстве христианства других. Успенская обитель процветала. В нее перешли и некоторые иноки из Троицкого монастыря. Это означает, что прп. Сергий не оставлял своим попечением обитель, основанную его воспитанником.

Когда обитель укрепилась, прп. Авраамий назначил преемником своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в пустынное место, на берег небольшого озера, где проходил подвиг умно-сердечной Иисусовой молитвы. Спустя некоторое время ученики начали умолять его вернуться в обитель. Но он согласился только оставить при себе некоторых из них. С помощью благочестивых людей он построил храм в честь Положения пояса Божией Матери и учредил общежительный монастырь, получивший название «Великой пустыни Авраамиевой».

Через несколько лет преподобный вновь оставил монастырь и пошел еще дальше на север. После поисков он «обрете место, угодное к безмолвию» в верхнем течении реки Виги и «ту безмолвствовати начал». Как и ранее, некоторое время пустынник подвизался один. Затем рядом с ним поселились несколько иноков Великой пустыни. Вскоре на берегу Виги был воздвигнут храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, а со временем образовалась монашеская обитель.

Но преподобный снова удалился от своих учеников и поселился под горой, на которой стоял так называемый «Чудской городок» – оплот языческого суеверия. Когда вокруг него собрались ревнители духовной жизни, Авраамий основал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он усердно трудился вместе с учениками над устроением обители. Скоро в новом Покровском монастыре собралось до ста человек братии.

Чувствуя приближение кончины, прп. Авраамий поручил управление обителью одному из учеников, а сам поселился неподалеку от нее и пребывал в безмолвии. За полгода Авраамий предсказал время своего преставления и усугубил монашеский подвиг, приготовляясь к переходу в вечность еженедельным приобщением Божественных Таин.

Перед кончиной прп. Авраамий пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей, вместе с ними собралась и братия. В последний раз преподобный обратился к ним с назидательной беседой. В самый час своего исхода он приобщился Божественных Таин. Долго молился он о своих воспитанниках, преподал им благословение. В теплой молитве мирно отошла душа преподобного 20 июля 1375 г. Прп. Авраамий скончался в часовне близ Свято-Покровского Городецкого монастыря, куда удалился незадолго до смерти. В этой обители покоятся под спудом его святые мощи.

Прп. Авраамий, согласно его позднему житию, стал основателем четырех монастырей, он сыграл особую роль в христианизации Костромского края, где был канонизирован для местного почитания в XVI в. В XVIII в. практически все монастыри, основанные прп Авраамием, были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь из чувства уважения к покоящимся в нем мощам прп. Авраамия не закрыли. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но его святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

Источник: Троицкий патерик. СТСЛ, 2015.


2 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».