Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в Неделю 8-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Когда апостолы возвратились с проповеди, Господь сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». И Сам отправился с ними в лодке на северо-восточный берег Галилейского озера, к Вифсаиде. Но народ видел, куда они поплыли, и пешие, берегом побежали туда. Выйдя из лодки, Господь взошел на гору и сидел со Своими учениками. Но когда собралось множество народа, Спаситель, видя это усердие народное, спустился с горы, как любящий отец к детям, сжалившись над ними, потому что они были как овцы без пастыря, и много и долго беседовал с ними о Царствии Божием, и исцелил больных их. Благодеяние Господа превышало усердие народа. Он исцелил на этот раз всех недужных, не спрашивая даже о вере, так как о вере их уже свидетельствовало то, что они оставили города, усердно искали Его и не хотели расстаться с Ним, «когда даже принуждал их к тому голод», говорит святитель Иоанн Златоуст.

«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть» (см. здесь и далее: Мф. 14:14-22). Добрый Пастырь, насытив Своих овец духовно, не хочет отпустить их голодными. «Заметь мудрость Учителя, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – как прямо ведет их к вере. Не сказал вдруг: «Я напитаю их»; этому они не скоро бы поверили... Не сказал: "Я дам", но "вы дадите". А они отвечают Ему как простому человеку: "Разве пойти нам купить хлеба динариев на двести? Но на что купить? У нас в ковчежце и такой суммы не найдется, да и где теперь купить можно? Селения не близко"».

Господь, как бы не замечая этого, сказал: «Сколько у вас есть хлеба?» «Говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда». «Хотя место пустынное, но здесь Тот, Кто питает вселенную, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – хотя время уже позднее, но с вами беседует Тот, Кто не подлежит времени». И велел народу возлечь, поучая простоте жизни, велел рассадить народ на зеленой траве, так что все разместились рядами по сто и по пятьдесят, чтобы удобнее было всех обойти, избегая давки и замешательства. И, взяв в святые Свои руки пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, как истинный Отец семейства, "благословил и, преломив, дал хлебы и рыбы ученикам, а ученики народу, и ели все и насытились"». «Для чего Христос воззрел на небо и благословил? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: – Ему надлежало уверить о Себе, что послан от Отца и что равен Ему. Равенство Свое с Отцем Он доказывает тем, что все делал со властию; а тому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал Он во всем с великим смирением... Господь взирает на небо в подтверждение Своего посольства от Отца и в научение наше не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу».

Чудесное умножение хлебов совершилось сначала в собственных руках Спасителя, потом в руках апостолов и, наконец, в руках ядущих. «И ели все и насытились, сколько кто хотел, а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».

Это был скромный, но достаточный, а для голодных и усталых странников и восхитительный ужин. Так Господь оправдал пред народом Свое собственное обетование: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». «Но почему же Христос не творит хлебов вновь? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: – Чтобы самими делами научить, что все видимое... сотворено Им, что Он есть... изрекший вначале: "Да произрастит земля зелень и да произведет вода пресмыкающихся, душу живую" (Быт. 1:11, 20). Умножить так пять хлебов и две рыбы немаловажнее, чем произвести из земли плод и из воды живое существо. Доселе Он творил чудеса над одними больными, а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но и сам получил дар. И что иудеям во время странствования по пустыне казалось чудным (см.: Пс. 77:20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало никакому сомнению... Отсюда же познаем и умеренность учеников: их было двенадцать, а имели только пять маленьких хлебцев и две рыбы. Столь мало они заботились о плотском. Даже этого малого не стали удерживать. Из этого и мы должны научиться, что хотя имеем у себя малость, однако ж и то обязаны отдать нуждающимся... Господь дал не более как хлебы и рыбу, чтобы всех научить воздержанию».

Окончилась чудесная трапеза, и Господь повелел собрать ее ос­татки, чтобы ничто не пропало, научая нас бережливости в дарах Божиих. «И набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных» – по корзине на каждого апостола, дабы, послуживши чуду, и сами вкусили, и не находившимся с ними могли предложить от избытков этой дивной трапезы. Так «трудящийся достоин пропитания», и служащий алтарю должен питаться от алтаря. «Для того, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Христос попустил народу почувствовать голод, чтобы не принял кто чудо за мечту; для того сделал остатков двенадцать корзин, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества... А за это чудо так удивились Ему иудеи, что хотели сделать Его Царем», почитая Его за Мессию-Христа».

Достойно внимания, что остаток чудесной трапезы далеко превосходил первоначальный запас. В этом мы видим образ той любви, которая, любя, не истощается, напротив, изливаясь на других, еще богатеет, умножается; чем более будешь благотворить, тем более будут умножаться средства твои к благотворению. Дивное умножение хлебов было и наглядным изображением таинства причащения, в котором Агнец Божий, Иисус Христос, под видом хлеба и вина раздробляется, но не разделяется, и, всегда ядомый, никогда не иждивается и освящает причащающихся.

Пусть же слышанное нами евангельское повествование научит и нас быть благодарными и преданными Господу. Он дает нам бесконечно больше, чем иудеям в пустыне. Для них это насыщение было только прообразом того вкушения, которое постоянно предлагает нам Господь. Как же нам быть неблагодарными? Но мы к сожалению более всего ищем земное, а не заботимся о небесном, и так редко бываем участниками Христовой трапезы, постоянно отклоняем от себя Господне приглашение, очевидно забывая, что и мы в пустыне.

Да, мир, в который мы уходим, уклоняясь от Господней трапезы, конечно, пустыня. Все, чем мы питаемся в этом мире духовно или телесно, все это, в лучшем случае, прообразы Истинной пищи, которая есть плоть и кровь воплотившегося Сына Божия и Его Божественное слово. Поскольку мы понимаем, что земные блага только прообразы или отражения небесных дарований, они приближают нас к Богу, а поскольку мы принимаем эти блага за единственную истинную пищу, мы идолопоклонствуем, и земные блага в этом случае удаляют нас от Бога. Чтобы научиться как должно пользоваться ими, постараемся всегда и за все благодарить Бога, за всякий даже малый, как нам кажется, дар.

Так поступая, мы постепенно поймем, что и этот дар, который нам кажется малым, на самом деле велик, и что даров Божиих гораздо больше, чем мы подозреваем, и, наконец, что всякий дар Божий чудесен.

Когда сердце наше от такого устроения нашей жизни и молитвы переполнится благодарением Богу, тогда мы захотим все отдать Господу из благодарности к Нему. Тогда мы более всего будем искать Царства Божия и правды Его, тогда мы созреем и к истинному и более частому участию в трапезе благодарения – в таинстве Евхаристии и спасемся. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир)


2 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».