Троицкий патерик. Преподобный Арсений Комельский, игумен Троицкой обители

Преподобный Арсений в основанном им Комельском монастыре. Миниатюра из рукописного сборника «Жития Вологодских святых» начала XVIII века. ГИМ
Преподобный Арсений в основанном им Комельском монастыре. Миниатюра из рукописного сборника «Жития Вологодских святых» начала XVIII века. ГИМ

Преподобный Арсений Комельский родился в Москве во второй половине XV века (точная дата его рождения неизвестна). Происходил он из рода митрополичьих бояр Сахарусовых. С ранних лет его сердце горело любовью к Богу, стремлением всецело посвятить себя служению Господу. Наилучшим местом для подвижнической жизни юный сын боярский считал обитель Святой Троицы, основанную преподобным Сергием. Там он и принял монашеский постриг. Изнуряя тело и умерщвляя страсти трудами и постом, новоначальный инок укреплял душу молитвой, чтением и переписыванием душеполезных книг. До наших дней сохранилось Евангелие со смиренной подписью переписчика: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов».

Благодаря своей добродетельной жизни инок Арсений снискал всеобщую любовь и уважение. После того как в сентябре 1525 года троицкий игумен Порфирий отказался от управления монастырем, на его место единогласно был избран как достойнейший из достойных преподобный Арсений. Для смиренного подвижника это избрание стало тяжким бременем, которое он в январе 1526 года согласился принять лишь ради послушания, внимая мольбам братии.

В начале XVI века Троицкой обители были подчинены некоторые монастыри. Свою обязанность наблюдать за их благоустройством и образом жизни братии преподобный Арсений старался исполнять со всем тщанием и находил время, чтобы посещать приписные монастыри. В том числе он часто бывал в Стефано-Махрищской обители, находившейся в тридцати пяти верстах от Троицкой.

В 1527 году преподобный Арсений решил тайно оставить монастырь и удалиться в незнакомые места, чтобы в уединении всецело посвятить себя Богу. Он долго странствовал в поисках места, пригодного для подвига безмолвия, и остановился в верховьях реки Бабайки (в сорока верстах от Вологды), где незадолго до его прихода явилась чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия». Рядом с местом явления иконы Арсений соорудил келию, в которой пребывал в посте и молитве. Однако его уединение нарушало множество богомольцев. Оставив это место, подвижник в поисках уединения пришел в болотистый и малопроходимый Комельский лес. У впадения реки Кохтыш (Коктыш) в реку Лежу (примерно в 25 верстах от Вологды) святой решил отдохнуть и увидел на этом месте солнечный луч и яркое сияние. Арсений воспринял это как знамение Божие и остался здесь жить, основав монастырь.

В феврале 1530 года преподобный Арсений получил от великого князя Василия III Иоанновича жалованную грамоту, передавшую во владение основанного им монастыря земли на две версты вокруг; окрестным крестьянам запрещалось на монастырской территории рубить лес, ставить починки, охотиться и ловить белок. Однако местные жители, недовольные потерей угодий, разорили жилище преподобного, убили его келейника, вынудив Арсения удалиться примерно за тридцать верст на реку Шингорь, протекающую в Шилегодском лесу. Там святой водрузил крест и начал подвизаться в безмолвии. Однако вскоре о пребывании отшельника в лесу узнали в окрестностях, и один за другим к подвижнику начали приходить монахи и миряне, искавшие совета и благословения. Тогда он поставил храм, с которого началась Александрова Коровина пустынь. Около семи лет преподобный Арсений подвизался в Шилегодском лесу. В 1538 году в Вологодские пределы неожиданно вторглись казанские татары, сжигавшие дома местных жителей, убивавшие, грабившие и уводившие их в неволю. В ужасе горожане и сельчане бежали в Шилегодский лес. Некоторые укрылись в пустыни преподобного Арсения. Святой молился о спасении беженцев, и татары обошли пустынь стороной. После набега пришельцев многие из укрывшихся в лесу остались жить близ монашеских келий, нарушив уединение пустынников. Поэтому преподобный Арсений решил вернуться в Комельский лес, поручив управление Шилегодской пустынью одному из своих учеников. Однако, заботясь об устроении Комельской обители, преподобный не забывал и Шилегодскую пустынь, посещал ее, как только позволяло ему время. Также он продолжал гореть любовью к основателю Троицкого монастыря, которого считал заступником и покровителем своей пустыни. Незадолго до кончины он благословил строительство в обители трапезной церкви во имя преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребла подвижника близ алтаря монастырского храма. Вскоре после его кончины по молитвам старцу начали совершаться исцеления от различных недугов и другие чудеса.

Точное время канонизации преподобного Арсения Комельского неизвестно. Предполагается, что местное празднование ему было установлено ранее первой половине XVII века, так как в это время уже была записана наибольшая часть чудес, совершившихся по молитвам преподобному Арсению. Краткое Житие святого помещено в печатном Прологе 1662 года, что свидетельствует о сложившемся к тому времени общерусском почитании подвижника.

Память преподобного Арсения Комельского совершается 24 августа/6 сентября, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 190–193.


6 сентября 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».