Троицкий патерик. Святитель Дионисий Суздальский, собеседник преподобного Сергия

Святитель Дионисий (в миру - Давид) родился в первой трети XIV в. Кем были его родители и где они жили, неизвестно. С ранних лет он избрал путь иноческой жизни, приняв монашество. Стремясь к уединению, на берегу Волги, в нескольких верстах от Нижнего Новгорода, Дионисий по примеру первых христианских отшельников и киевских подвижников ископал себе пещеру. Сначала он жил один, а позже, ок. 1335 г., когда около него собрались другие искатели безмолвия, Дионисий основал монастырь с храмом в честь Вознесения Господня. Благодаря обширным знаниям и строгой подвижнической жизни он приобрел всеобщее уважение. В Дионисии видели «мужа кроткого, рассудительного, знающего Священное Писание, учительного, славного постничеством, исполненного любви ко всем».

svyatitel_dionisiy_suzdalskiy.jpg

Свт. Дионисий Суздальский

В 1352 г. Дионисий послал двенадцать своих учеников в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит» для основания новых обителей.

В 1365 г. произошла встреча будущего святителя с прп. Сергием Радонежским. Преподобный направился в Нижний Новгород, чтобы положить конец распре между двумя князьями суздальскими – двумя братьями, враждовавшими из-за притязаний на Нижний Новгород, которым до своей кончины владел третий брат. Поскольку словесные увещания не помогли, прп. Сергий вынужден был затворить все церкви города, на что имел благословение митр. Алексия.

Дионисия хорошо знал и свт. Алексий, посещавший Нижний Новгород и Нижегородский Печерский монастырь. Святитель высоко ценил благочестивую жизнь Дионисия, которого посвятил сначала в сан игумена, затем в сан архимандрита. В 1374 г. в первое воскресенье Великого поста свт. Алексий, митр. Московский, рукоположил Дионисия во еп. Суздальского и Нижегородского.

postavlenie-svt-dionisiya-mitr-mosk.jpg

Поставление архиеп. Дионисия в митр. Московского и всея Руси

Свт. Дионисий дал благословение на переписку великокняжеского летописного свода 1305 г., который вошел в историю под названием Лаврентьевской летописи. Эта летопись, составленная в 1377 г. группой переписчиков под руководством мон. Лаврентия, была насыщена глубоким патриотическим содержанием и вдохновляла русских людей на освободительную борьбу с татарами. Долгие годы она хранилась во Владимирском Рождественском монастыре.

В 1378 г., по кончине свт. Алексия, прп. Сергий предложил великому князю Димитрию Иоанновичу избрать на митрополичью кафедру еп. Дионисия. Но великий князь пожелал иметь митрополитом своего духовника – белого священника из Коломны Митяя, спешно постриженного с именем Михаил и возведенного в сан архимандрита Спасского на Бору монастыря. Свт. Дионисий указал великому князю, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха неканонично, и Митяй вынужден был отправиться в Константинополь, но в дороге скончался. Дионисий, который хотел опередить Митяя и раньше прибыть в Константинополь, был взят под стражу по приказу великого князя, не желавшего его избрания. По ходатайству прп. Сергия Дионисий был освобожден и через Орду отправился в Византию.

svyatitel-dionisiy-v-temnitse-v-kieve..jpg

Свт. Дионисий в темнице в Киеве

Но митрополитом уже был избран архимандрит Переяславского Горицкого монастыря Пимен. Суздальский владыка пробыл в Константинополе более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Православной Церкви. В беседе с патриархом свт. Дионисий раскрыл опасность, которую представляла для Церкви ересь стригольников, усилившаяся в Пскове и Новгороде. Патриарх, оценив высокие достоинства святителя, почтил его саном архиепископа и вручил ему многокрестную фелонь (полиставрий). «Мы нашли его, – писал патриарх в свой грамоте, – достойным всякой похвалы: видели пощение и слезы его, молитву и милостыню, все, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на святом соборе, духовно беседовал с епископами о Священном Писании, причем показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. Потому и удостоен он почетного сана с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новгородской».

В 1381 г. из Константинополя с мон. Малахией Философом святитель прислал два списка с иконы Божией Матери, один из которых представлял собой копию чудотворного образа "Одигитрия", частицу Крови Господней, а также частицы Гроба Господня, частицу тернового венца Спасителя и мощи многих святых.

В конце 1381 г. свт. Дионисий возвратился в Россию с поручением патриарха Нила – побороть ересь стригольников. «Смирение наше и великий собор, – писал жителям Пскова патриарх, – послали к вам боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя священных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит устроить должное и соединит вас с соборной апостольской Церковью Божией. Вы должны знать, что отлучающиеся от Церкви отлучаются от Самого Христа Бога; все, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово».

svt-dionisiy.jpg

Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский

В 1383 г. вел. кн. Димитрий Иоаннович направил архиеп. Дионисия в Константинополь для поставления на митрополию. На обратном пути Дионисий посетил Киев, но киевский кн. Владимир Ольгердович, давний недруг Димитрия Иоанновича, велел задержать святителя и заключить его под стражу. Дионисий остаток своих дней провел в заточении, в пещерной келии. 15 октября 1385 г. он скончался и был погребен в Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры. В «Рогожском летописце», относящемся к 40-м годам XV в., о мощах архиеп. Дионисия Суздальского сказано: «Есть тело его и доныне цело и нетленно». Эта запись, нашедшая отражение в Троицкой летописи, свидетельствует о начавшемся почитании святителя. Мощи архиепископа Дионисия и других угодников Божиих, покоившиеся В Киево-Печерской Лавре, были утрачены во время вражеских набегов на Киев в XVII в.

Память свт. Дионисия, архиеп. Суздальского, совершается 9 июля и 28 октября.

Источник: Троицкий патерик. – СТСЛ, 2015.


9 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».