Протоиерей Валентин Свенцицкий

Протоиерей Валентин Свенцицкий
Сегодня. 13 декабря, день рождения протоиерея Валентина Свенцицкого, выдающегося богослова, философа и духовного писателя. 

Отец Валентин родился в 1881 году в Казане. Отец - католик, мать и дети - православные. Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин окончил гимназию. В 1903 году он поступает на историко-филологический факультет Московского университета. В этом время в числе его друзей и близких знакомых были Павел Флоренский, Сергей Булгаков, Николай Бердяев. После обучения в университете, Валентин Свенцицкий вступает в разные общества, пишет статьи и рассказы. И, таким образом, он делается известным в интеллигентных кругах Москвы. В это время он переживает духовный кризис, отказывается от своих социалистических идей и всецело обращается ко Христу. 

В 1917 году отец Валентин рукоположен в сан священника митрополитом Петроградским Вениамином. В 1920 году он переехал в Москву, и начинает вести активную проповедническую деятельность. В 1922 году после проповеди, в которой о. Валентин утверждал, что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, затем был приговорен к ссылке. Вернувшись в 1925 году из первой ссылки, стал служить в храме священномученика Панкратия в переулке на Сретенке. В это время отец Валентин проводил регулярные собрания с прихожанами и создал крепкую общину. В своих поучениях он открывал духовным чадам путь духовного совершенствования в условиях гонения на церковь.

Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. А через год его сослали за это несогласие в Сибирь. В 1930 году отец Валентин тяжело заболел и уже не мог поправиться от своей болезни. Он написал покаянное письмо митрополиту Сергию и в мире с ним преставился ко Господу в 1931 году. 

В день рождения отца Валентина предлагаем Вам выдержки из его «Диалогов», главы «О Боге». В «Диалогах» отец Валентин выступает как защитник веры перед человеком неверующим. Он пытается на доступном языке показать своему собеседнику Бога.

1. О множестве религий.

Твоё сомнение подобно тому, как если бы кто усомнился в истинности научного знания только потому, что по каждому научному вопросу десятки учёных высказывают различные взгляды. Прав кто-нибудь один. Однако все религии признают бытие Божие. Все признают Бога первопричиной всего сущего. Все признают реальную связь божественной силы с человеком. Все признают, что Бог требует исполнения нравственного закона, все признают, кроме видимого, невидимый мир. В каждой религии есть доля истины. Но полнота её заключается действительно в одной, в христианской, поскольку она раскрыта и сохраняется в Православной Церкви.

2. Полноту истины не видят из-за греха.

Гордость, эгоизм, страсти делают человека настолько невосприимчивым к чувствованию Истины, что, и видя, её не узнают. Таковыми бывают, главным образом, родоначальники заблуждений и первые их приверженцы. А дальше заблуждение продолжает действовать из поколения в поколение, потому что в этом заблуждении воспитываются и вырастают и настоящей истины даже не стараются узнать.

3. Непознаваемость Бога.

Положение твоего разума безнадёжное: с одной стороны, невозможно представить бесконечность, -- с другой стороны, невозможно положить предел. Из этого безвыходного положения ты выход находишь в том, что признаёшь несомненно существующим непознаваемое понятие бесконечности. Так и о непостижимости говорим потому, что знать о некоторых свойствах Божиих, которые Сам же Господь открыл о Себе людям, -- это ещё не значит постигнуть ограниченным человеческим сознанием всё безграничное содержание Существа Божия.

4. Библия – не сказка. 

Нет, библейские рассказы не аллегория, и потому нельзя их пересказывать по-своему, но это и не простое описание событий, как в истории или естественных науках, потому нельзя понимать их в грубо материальном смысле. Библия -- это Божественное откровение, данное человеку в условиях его земной жизни, в рамках его понятий, языка и нравственного развития. Библия совпадает и с научными данными, например: последовательность в днях творения; совершенно непонятное в Библии создание света раньше светил небесных оказалось не явной несообразностью, как думали многие, а "последним" словом науки, по которой раньше образования светил существовал во вселенной "световой эфир". "Сказочность", о которой говоришь ты, единственно возможная для откровения форма, вполне соответствующая тому таинственному содержанию, которое в неё облекается и делает доступным нашему ограниченному сознанию непостижимое и нечувственное.

5. Почему есть зло?

Если бы добро было простым и неизбежным следствием силы Божией, оно было бы, как и всякое явление материального мира, причинно обусловлено, потому потеряло бы своё моральное содержание. То, что лишено свободы, не может быть ни добрым, ни злым, а является неизбежным. Понятия добра и зла предполагают в человеке "свободу выбора". Творение Божие по своей свободе выбрало противление воле Создателя, а противление породило собой зло.


Отрывок из проповеди отца Валентина

Для того чтобы помещение сделать жилым, надо прежде всего очистить его от мусора и хлама. Для того чтобы принять Христа в свою душу, надо омыть своё грязное сердце слезами покаяния. Когда нам, прожившим большую часть своей жизни, бросают в лицо упрёк: "Вам хорошо говорить о покаянии, когда молодость свою вы наслаждались жизнью — пожили", — какою болью в сердце отдаётся это слово. Да, пожили! Кто из нас не мечтал жизнь начать сначала. О, не для того, чтобы повторять её ошибки и грехи. А для того, чтобы посвятить Богу неистощённые свои душевные силы, свои молодые стремления и вдохновение.

Библиография:

1. Диалоги. Отчий дом. 2012.
2. В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя. Паломник. 2011
3. Протоиерей Валентин Свенцицкий. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Даръ. 2008.
4. Протоиерей Валентин Свенцицкий. Собрание сочинений. Том 2. Письма ко всем. Обращения к народу 1905-1908. Даръ. 2010.



13 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.