Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня от евангельских слов веет особенной нежностью. На них сегодня яркий отпечаток любящей души Спасителя. С ласковой любовью Христос говорит о неописуемой красоте полевого цветка, о завидном просторе жизни небесных птиц, летающих в лазоревом океане: «Взгляните на птиц небесных... Посмотрите на полевые лилии... говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:26–29).

Речь Господа проста и понятна, ее можно кратко передать так: любовь Господа, заботливо опекающего мир, разлита по всей вселенной. Не она ли движет крылья птиц? Не она ли украшает полевые цветы? Человек, неужели ты в глазах Божиих хуже бездушной твари? Отдайся же в руки Бога, ищи Божия Царства, и всю твою жизнь управит Сам Бог. Эти слова любви предлагаются всем нам.

Почему Церковь читает их сегодня? Для понимания надо вспомнить, о чем читалось в Евангелиях первых двух воскресений после Пятидесятницы. Святая Церковь от имени Господа призывает всех идти за Христом и стать Его учениками (См.: Мф. 10:32–33, 37–38 и 19:20–30; 4:18–23 и 4:5–5:12).

С сегодняшнего воскресенья Церковь начинает раскрывать призванным, каков этот путь к Богу. Она указывает, что на этом пути призванный должен прежде всего целиком отдать себя Богу, вручить Ему душу и тело; всю свою жизнь, без остатка, отдать мудрому и любящему Богу. Столь значителен смысл услышанных слов Христа. Отдайтесь Богу, отдайтесь Его промыслительному попечению! Но почему требуется безраздельная самоотдача Богу? Почему необходимо принятие Его Промысла?

Божественный Промысл – это непрерывное и вездесущее Божие попечение о мире, которым Бог направляет как отдельную жизнь, так и всю вселенную к конечной цели существования – оправданию жизни и ее влитию в бессмертную вечность. Над жизнью и одного человека царит премудрая и благая воля Божия.

Из этого видно, что нашей задачей будет понять волю Божию и согласовать свою волю с Божией, как замечательно учит нас святитель Иоанн, митрополит Тобольский, в своем «Илиотропионе». Надо понять Божию волю и согласоваться с ней, чтобы не мешать Богу творить благое дело жизни. Для достижения этого есть только один правильный путь – отказаться совсем от себя, от своей самочинной и греховной воли и полностью подчинить свою жизнь Божественному Промыслу и руководству.

Но Господь знает, как трудно человеку перестать заботиться о себе и во всей жизни положиться на волю Божию, и потому Он снова, простыми словами, убеждает человека отдаться Ему без боязни за свою судьбу. Предвидя человеческую боязливость, Господь устраняет ее двумя доводами.

Первое. Господь говорит о предпочтительности перед Его глазами души человеческой всему остальному. И если Господь обещает спасение души, то как может человек колебаться – спасти ли душу или обосновать земное благополучие? «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды?» (Мф. 6:25) – спрашивает с мягким упреком Господь. Неужели человек пренебрежет поэтому душою ради большей надежности куска хлеба?

Второе. Отец Небесный, знающий, что вы имеете нужду в земном, даст вам все потребное земное и обеспечит им лучше вас самих. Заботится же Господь о подаче всего необходимого всем тварям земным. «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). И они не умирают с голоду.

Попечение Божие о нас видно из простого примера. Сколько усилий прилагает человек, чтобы красивее обставить свою жизнь и себя самого. Сколько трактатов написано о красоте, сколько гениев создавало, творило красоту? И все же простой полевой цветок – создание Божие – не прекраснее ли всего человеческого искусства? «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28–29). И опять звучит тот же вывод: «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:30).

Так, дорогие братья и сестры, бесхитростными словами и житейскими сравнениями Господь раскрывает и утверждает великую истину Божия Промысла. Проникнетесь этой истиной и отдайтесь всей душой в Божии промыслительные руки. Осознать свое ничтожество, отшатнуться от него и опереться в жизни на Божию силу – пусть будет это центральным делом и отправным пунктом всей на­шей жизни, нашего пути к Богу и спасению. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2014.


28 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».