Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В то время, когда Господь Иисус с тремя избранными апостолами был на горе Преображения, девять Его учеников обходили с проповедью города и селения, изгоняли бесов. Но вот теперь они не могли изгнать беса из одного отрока. Книжники всячески старались посмеяться над их бессилием и тем унизить в глазах народа и Самого Господа. Тогда является Сам Спаситель, вернувшийся со священной горы Фавор. Лицо Его сияло в лучах преображения и множество собравшегося народа привлекало к Себе Своею благостью и неземной красотой.

Подойдя к народу, Господь властно спрашивает книжников, принимая под защиту Своих учеников: «О чем вы спорите с ними? Если есть какое недоумение, то спрашивайте Меня». Книжники, так дерзко наступавшие на учеников, смутились и ничего не отвечали божественному Учителю. Ученики чувствовали себя как бы виноватыми пред Господом и тоже молчали.

Тогда протиснулся из толпы народной и подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: «Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым. Умоляю Тебя, он у меня один. Господи! Помилуй сына моего, он в новолуния беснуется и тяжко страдает» (здесь и далее: Мф. 17:14-23). «В беснующихся в новолуния, — говорит святитель Афанасий Александрийский, — не луна причиною умопомешательства, но злотворный и коварный диавол. Будучи не в состоянии иным способом принудить людей к идолопоклонству, он наблюдает новомесячие луны и в это время делает, что страждущий падучею болезнью вопит, чтобы родные больного поклонялись луне в той мысли, что она послала беса».

И отец болящего отрока жалуется Господу, что злой дух схватывает его, так что он вдруг вскакивает, терзает его, и он испускает пену, скрежещет зубами и, цепенея, замирает. Эти припадки беснования случаются с ним на всяком месте, постоянно грозят его жизни, ибо часто в этом состоянии он сам бросается в огонь, и часто в воду, и злой дух насилу отступает от него, измучив его. «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его!» Видно, что у несчастного отца вера была очень слаба - в этом и сам он потом сознается. «Но если неверие было причиною того, что злой дух не выходил, то за что же Господь потом обвиняет учеников? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает: — Этим показывает Он, что верою они могут исцелять больных и без посредников... Отсюда видно, что и ученики были слабы верою, но не все: столпы не были при этом». И вот отец бесноватого жалуется на них Иисусу Христу, но Спаситель, отклонив от них обвинение, в глазах народа более обвиняет его самого.

Из уст Его исходит слово скорбного негодования и упрека: «Иисус же, отвечая, сказал: о род неверный и развращенный! Неужели, несмотря на все чудеса Мои, вы все еще не имеете веры? Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас, приведите его ко Мне сюда».

Отрока привели, но лишь только он увидел божественного Чудотворца, злой дух потряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. Говорить со страдальцем, чтобы успокоить его душу, было нельзя; поэтому Господь вступает в беседу с отцом, возбуждая в нем веру и добрую надежду Своим божественным состраданием. «Как давно это сделалось с ним?» — спросил Спаситель.

«С детства», — отвечал отец и, чтобы еще более вызвать жалость, он снова пересказывает Господу об опасном состоянии сына и восклицает: «Если Ты, Господи, что можешь более, чем Твои ученики, то умилосердись над нами, помоги нам!» В словах «если что можешь» звучит сомнение и неверие, поэтому Господь и сказал ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Так, когда блеснула первая искра этой веры и осветила глубокую пропасть в сердце несчастного отца, из его уст вырвался слезный, жалобный вопль: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Так бывает и всегда, только тогда человек может увидеть, как страшно погибельное неверие, когда благодать веры озарит его сердце.

Господь властно обратился к нечистому духу, сказав ему: «Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». За этими словами Господа последовал дикий вопль и страшное сотрясение, и отрок сделался как мертвый, так что многие думали, что он умер. И бес вышел из него, и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики... наедине спросили Его: «Почему мы не могли изгнать его?» Иисус же сказал им: «По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если будете иметь веру в Мою помощь и всемогущество, хотя бы и столь малую, как горчичное зерно, но веру твердую, чуждую колебаний, и скажете горе сей: "Перейди отсюда туда", она перейдет; и ничего не будет невозможно для вас».

Дорогие братия и сестры! Видите, как нам нужен пост, соединенный с молитвой. Милосердный Господи, научи нас молиться, помоги нам соблюдать духовный пост, не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого! Аминь.


16 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».