Проповедь о богоугодности поста. Архимандрит Захария (Шкурихин)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В одном из великопостных песнопений мы слышим слова: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…» (стихира на стиховне в понедельник 1-й седмицы Великого поста). Святой Марк Подвижник говорит, что исполнением заповеди называется то, когда мы исполняем повеленное, а добродетелью – когда сделанное угодно Богу (Марк Подвижник. Нравственно-подвижнические слова. Слово первое. О законе духовном, гл. 194).

Что же делать нам, чтобы исполнение заповеди о посте действительно было угодным Богу, чтобы нам не прогневать Господа, не печалить Его своим поведением или неисполнением этой заповеди? Еще в Ветхом Завете Господь через пророка Исаию говорит, научая народ иудейский: «К чему Мне множество жертв ваших?.. Новомесячий и праздников ваших не могу терпеть…» (Ис. 1, 11-13). Итак, первое, что мы должны усвоить для себя, это то, что сам по себе наш пост не нужен Богу, – об этом говорится в Писании: «Бог не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся» (Деян. 17, 14-15). Богом мы живем, движемся и существуем. Через Псалмопевца Давида также говорит Господь: «Ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» (Пс. 49, 12-13). Да, действительно, человек ничего не может принести Богу, потому что все, что есть на земле, сотворено Богом и все, что может делать сам человек, он делает это только благодаря помощи и силе Божией. Поэтому возглас на Евхаристическом каноне «Твоя от Твоих, Тебе приносяще…» как раз говорит о сущности нашей жизни: если мы и можем что-то принести Богу, то это только то, что Он создал и дал нам.

При исполнении заповеди поста нужно быть смиренного мнения о себе: мы это делаем, прежде всего, для себя – пост нужен нам. Каждый из своего опыта знает, что при посте легче молиться, легче сосредоточиться на молитве. Не зря наш народ в свое время говорил: «Сытое брюхо к молитве глухо». Преподобный Серафим Саровский не только во время поста, но и во всякое другое время так определял меру пищи: есть нужно ровно столько, чтобы после еды хотелось молиться. Воздержание в пище помогает нашей молитве. Ну и, конечно же, необходимо иметь и другое воздержание, о котором говорится в богослужении: «…истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (стихира на стиховне в понедельник 1-й седмицы Великого поста). Нужно воздерживаться даже от худого слова, как сказано было еще в Ветхом Завете: «Уклонися от зла и сотвори благо…» (Пс. 33, 15).

В наше время человек очень перегружен различной информацией, в большинстве своем суетной, ненужной и греховной. Поэтому, чтобы пост был правильным, нужно или дозировать ее, или вообще отказаться. В былые времена в верующих семьях на период поста телевизор покрывали салфеткой, чтобы вообще не видеть и не слышать его. Сейчас это сложно сделать среди обилия средств массовой информации, интернета и прочего. Необходимо, по крайней мере, оставить самое главное, без чего не обойтись. Молодежь, например, решает отказаться в пост от просмотра православных сайтов, новостей, и у нее появляется, таким образом, много свободного времени, которое можно употребить на пользу души. Практически в каждой семье есть дети – какой же пост для них? Для них, в первую очередь, необходимо воздержание от сладостей, конфет, шоколада и прочего, просмотра мультфильмов. Родителям нужно больше времени уделять самим детям. Хорошо рассказывать им что-либо из Священной Библейской истории. И вот это внимание к себе, смиренное сознание того, что мы весьма далеки от того, как постились наши предки, как положено поститься по Уставу Церкви – сухоядение, полное неядение с понедельника по пятницу, кроме хлеба, воды и соли, – все это должно приводить нас к сознанию того, что мы далеки от того, какими должны быть. Только при наличии смирения, воздержания языка, очей, и вообще всех чувств наших наш пост будет благоприятным Богу. Аминь.


15 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».