О молитве преподобного Ефрема Сирина

Молитва эта излилась из благодатного сердца великого подвижника Божиего, вся жизнь которого была непрестанным сокрушением о своих грехах и размышлением о милосердии Господа к нам, недостойным. По уставу Святой Церкви мы молимся словами этой молитвы в дни Великого поста, так как это время специально избрано для нашего покаяния и очищения совести перед лицом Всеведущего, Всесправедливого и Всеблагого Бога.

224012.jpg

Кто из нас, внимая этим словам из уст пастыря Церкви и повергаясь вслед за ним перед Господом, не ощущает в себе хотя бы некоторого сокрушения духа и умиления сердца?

Проникнем благоговейным вниманием в глубокий смысл этой умилительной молитвы и постараемся воспринять сердцем ее благодатное слово, излившееся из сердца святого подвижника, именуемого Церковью проповедником покаяния.

«Господи и Владыка живота моего», Им живем, движемся и существуем! «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Не дай мне, Господи, духа праздности в делах звания моего, в краткие дни жизни моей не попусти владеть мною духу усыпления и лености, духу нерадения в великом деле спасения и окаменению сердца в это святое время поста и покаяния. Да не пройдут эти святые дни без всякой пользы для души моей, как уже столько раз проходили прежде! И не дай мне, отгони от меня дух уныния, когда я встану на путь жизни и почувствую, как он тесен и прискорбен для тела и для духа моего, когда увижу, насколько удалился я от заповедей Твоих. Не дай, не попусти, чтобы разные помыслы владели мною, укрепи надеждой на Твою помощь, чтобы побеждаемый отчаянием, я не уклонился от пути жизни на распутия смерти!

Когда же с помощью Твоей я преодолею дух праздности и уныния и пойду по скорбному и тесному пути покаяния, не дай мне тогда, удали от меня дух любоначалия! Да не паду от высокоумия и гордости, которая низвергла с неба одного из ангелов, да не погублю плодов покаяния моего. Прогони духа празднословия, да не согрешу языком моим, когда должен буду возвещать братии святое слово Твое, или в часы молитвы возносить к тебе глас благодарения и исповедания моего!

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Даруй мне, рабу Твоему, дух целомудрия, чтобы я мог побеждать им бесстыдный дух празднословия и осуждения брата моего и блюсти чистоту души и тела. Даруй мне, рабу Твоему, дух смиренномудрия, чтобы небесною силою его смог я низложить в себе дух гордости и любоначалия. Даруй мне, рабу Твоему, дух терпения, дух кротости и мужества, чтобы мне отражать им столь частые нападения расслабляющего духа уныния и лености. Когда встанут против меня нужды и печали житейские, когда встречу сильные оскорбления от неправды или зависти человеческой, когда понесу потери, самые ощутительные для сердца, тогда, Господи, укрепи меня, немощного, подай мне дух терпения и сохрани от ропота на людей и на Тебя, Всеблагого и Премудрого Попечителя и Промыслителя нашего.

Когда болезни изнурят мое тело или внутренние смущения будут угнетать дух мой, когда немощи приведут меня к унынию и отчаянию, когда в служении Тебе ослабеет дух мой и враг ополчится против раба Твоего и закроет от меня свет жизни Твоей, и мрак обнимет существо мое, тогда пошли силу Твою изнемогающему, даруй терпение с упованием и сохрани от отчаяния. Ты все знаешь, Ты знаешь меру сил наших и не попускаешь искусителя нам больше, чем можем понести. Но мы малодушествуем от слабости веры и надежды на Тебя, потому и молим Твою неизмеримую любовь и неизреченную благопопечительность о нас, грешных.

Особенно прошу, не лиши меня, раба Твоего, духа Божественной любви Твоей. Ты Сам – вечная любовь, и кто хочет пребывать в Тебе, тот в любви да пребывает. Нет добродетели выше любви по учению св. апостола. Она не частная добродетель, а союз – верх совершенства. Господи, когда нет во мне чистой любви к Тебе и ближним моим, тогда я не сын Твой и не брат людям Твоим. Знаю истину эту и ищу святой любви Твоей. Научи меня прощать обиды, молиться за врагов моих, благотворить обидящим меня, благословлять клянущих меня и не воздавать никому злом за зло!

Владыка жизни моей! Я не могу перейти от смерти к жизни, если Ты не даруешь мне этой благодати, чтобы я мог зреть лишь мои прегрешения, исповедать их со всею искренностью перед духовным отцом, врачующим мои духовные язвы. Но и после этого я не могу перейти из смерти в жизнь (1 Ин, 3:14), если Ты не даруешь мне благодати Твоей, чтобы не осуждать мне братий моих, но от всего сердца прощать им согрешения их предо мною и не осуждать их за прегрешения их пред Тобою.

Да и кто я, осуждающий ближнего моего? Если бы мои мысли, чувства и помышления, мои дела вдруг обличились предо мною, то прильнул бы язык мой к гортани моей, онемели бы уста мои, и не скор бы я был не только на осуждение, но и на всякий суд о моем ближнем. «Ей, Господи Царю», не пощади самолюбия раба Твоего, а пощади душу его, «даруй мне зрети мои прегрешения», мою нечистоту и скверну, пробуди совесть мою прикосновением благодати Твоей, и отгони от меня лукавый дух осуждения братии моей! Будь Владыкой жизни моей и не только Владыкой, но и жизнью жизни моей, душою души моей, дыханием духа моего! Не для того ли Ты призвал меня к жизни? Не для того ли Ты ввел меня в эти святые дни поста, чтобы мне войти в жизнь Твою и жить уже для Тебя? Ей, Господи Царю, конечно, для того!

Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, сотворивший меня и даровавший мне жизнь! Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, восстановивший меня по падении моем и обновивший жизнь мою водами пакибытия, банею Крещения!

Благословен Ты, Господи и Владыка жизни моей, не оставивший меня и ныне после многократного падения, но врачующий мои язвы и обновляющий жизнь мою банею покаяния. Благословен Ты, любящий благословляющих, а не осуждающих!

Благословен Ты ныне, в эти святые дни спасения и обновления моего. Благословен Ты во веки веков. Аминь.

Источник: «Вечное» / «L'Éternel» [правосл. журн.]. – Аньер (Франция), 1953. № 62.


9 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».