Троицкий патерик. Преподобный Стефан Московский, Богоявленский, брат преподобного Сергия

Троицкий патерик. Преподобный Стефан Московский, Богоявленский, брат преподобного Сергия

15 августа празднуется день тезоименитства прп. Стефана Московского, брата прп. Сергия Радонежского, настоятеля Богоявленского монастыря в Москве, духовника вел. кн. Симеона Гордого, друга и единомышленника митр. Московского и всея Руси Алексия.

Стефан был старшим из сыновей прпп. Кирилла и Марии Радонежских. Когда Стефану исполнилось семь лет, его отдали вместе с младшими братьями – Варфоломеем и Петром – обучаться грамоте. Стефан успешно осваивал преподаваемое учение. Между 1333–1340 гг. в Радонеже он женился на благочестивой девице, у них родилось двое детей – старший, Климент, и младший, Иоанн. Но вскоре молодая супруга Стефана скончалась, и Стефан, решив принять монашеский постриг, удалился в Покровский Хотьков монастырь, где с великим усердием упражнялся в посте и молитве.

После похорон родителей Варфоломей упросил Стефана отправиться вместе на поиски пустынного места для уединенной молитвы. Такое место братья нашли в чаще леса на горе Маковец. Горячо помолившись и призвав благословение Божие, они устроили хижину для ночлега, келию, а рядом с ней поставили небольшую церковь. Когда пришло время освящения храма, Варфоломей спросил совета у Стефана: «Ты мой старший брат не только по крови, но и по духу. Мне надо слушаться тебя как отца. Усердно молю тебя ответить, во имя какого святого нам следует освятить церковь». Стефан сказал: «Ты сам знаешь ответ на свой вопрос. Родители много раз говорили, что Господь избрал тебя еще в материнской утробе и послал знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал во время Литургии. Священники и старцы ясно истолковали это знамение, говоря: "Ребенок сей будет учеником Святой Троицы". Посему тебе подобает освятить эту церковь во имя Святой Троицы». Варфоломей, глубоко вздохнув, ответил: «Правильно ты сказал. Того же и я хотел. А спрашивал я тебя ради смирения». По благословению митр. Феогноста на гору Маковец прибыли священники, которые привезли с собой антиминс, мощи святых мучеников и все остальное, что необходимо для освящения храма. Церковь была освящена во имя Святой Троицы.

Некоторое время Стефан проживал с братом на Маковце, но постепенно суровая, исполненная лишений жизнь пустынника начала его тяготить. Оставив брата, он ушел в Москву. Как писал Епифаний Премудрый, «хотя одно чрево произвело их на свет, но имели они разные наклонности... один пожелал жить так, другой иначе; один решил подвизаться в городском монастыре, другой же пустыню сделал подобной городу».

В Москве Стефан стал монахом Богоявленского монастыря, которому покровительствовали семьи вел. князя и тысяцкого Протасия, земляка боярина Кирилла. В этой обители Стефан вел суровую, постническую жизнь, усердно трудился, преуспевал в добродетели. Здесь же около 1319 г. принял постриг будущий митр. Алексий (Бяконт). Вместе они жили общей духовной жизнью. Во время богослужений, стоя рядом, Стефан, Алексий и чудный старец Геронтий пели на клиросе. Алексий стал покровителем Стефана как старший по возрасту.

Узнав о достоинствах Стефана, владимирский, московский и новгородский вел. кн. Симеон Иванович Гордый приблизил его ко двору и избрал своим духовным отцом. Вслед за князем многие бояре также стали духовными чадами преподобного. Среди них были и сыновья умершего тысяцкого Протасия – новый московский тысяцкий Василий Протасьевич и его младший брат Федор Воронец.

Положение Стефана стало тяжелым после того, как в 1353 г. во время эпидемии чумы умерли его духовный сын вел. кн. Симеон и митр. Феогност. Новым правителем Москвы стал бывший звенигородский удельный кн. Иоанн II Иоаннович Красный. Он решил уменьшить влияние бояр Протасьевичей (Вельяминовых).

Стефан решил вернуться на Маковец. Трудно сказать с определенностью, по какой причине он оставил жительство в Богоявленском монастыре и переселился в Троицкую обитель. Можно лишь предположить, что им руководило стремление к более строгой монашеской жизни, нежели та, какую он вел в Москве.

Взяв с собой двенадцатилетнего сына Иоанна, он пришел в Троицкий монастырь к прп. Сергию, ставшему к этому времени настоятелем. Стефан попросил младшего брата постричь сына в иноки. Сергий выполнил просьбу брата и постриг Иоанна в монашество с именем Феодор. Позднее он стал основателем Симонова монастыря в Москве.

С прибытием Стефана в Троицкий монастырь в обители возникли нестроения. Стефан претендовал на то, чтобы его почитали больше, чем Сергия. Одним из камней преткновения стал вопрос о монастырском уставе. Старший брат придерживался древней традиции особножительства; младший, наоборот, выступал за переход к общежитию. Получив в январе-феврале 1377 г. от послов Константинопольского Патриарха грамоту и дары, прп. Сергий начал энергично преобразовывать обитель в общежительную. Из-за этого среди части монахов возникло недовольство.

Однажды на вечернем богослужении Стефан с гневом воскликнул: «Кто здесь игумен? Не я ли первым основал эту обитель?» Желая избежать распри, смиренный и кроткий Сергий ничего не сказал брату. После окончания службы он, никем не замеченный, тихо ушел из обители.

Спустя некоторое время братия Троицкой обители просила прп. Сергия о возвращении. Прп. Стефан удалился в один из московских монастырей. Позднее он некоторое время пребывал в Троицкой обители. «Ясно, что он раскаялся в своей минутной вспышке и примирился с своим святым братом-игуменом», – утверждает архиеп. Никон (Рождественский).

Точное время кончины прп. Стефана неизвестно. Принимая во внимание, что Епифаний Премудрый стал собирать сведения о преподобном Сергии еще в 1393–1394 гг., можно предполагать, что Стефан умер позже брата. Очевидно, что прп. Стефан преставился в середине или во 2-й половине 90-х гг. XIV в.

Источник: Троицкий патерик. СТСЛ, 2015.


15 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».