Икона Преображения Господня

Икона Преображения Господня

Тема света проходит через всю восточную иконопись, являясь неотъемлемым ее признаком. Некогда каждый монах-иконописец начинал свой путь с написания иконы Преображения. Это учило тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом. Согласно церковному Преданию, руководственное присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.

Преображение Господне является центром созерцательного богословия. Свт. Григорий Палама говорит, что «существует только один единственный божественный Свет – тот, который апостолы видели на Фаворе, который созерцают уже теперь чистые сердцем; этот сияющий Свет – реальное проявление будущих вечных благ». Таким образом, икона Преображения предстает как прообраз иконы Второго Пришествия. Чем более таинственным предстает Бог, тем более Он обнимает человека Своей «жгучей близостью», в меру жажды Его. Бог непостижим в Своей Сущности, но мы можем стать сопричастными Его проявлениям, или энергиям. Они нетварны, но доступны восприятию творения. Человек вступает в самое истинное и реальное общение с божественными энергиями, и, аналогично таинству Евхаристии, в частице принимает Бога во всей полноте. Такое общение есть единство с Богом, причем Он полностью присутствует в Своих энергиях.

Икона Преображения изображает Христа, являющегося апостолам, как Одну из Ипостасей Троицы. Звучит голос Отца, а Святой Дух является светоносным облаком: «Днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь» (светилен утрени Преображения).

Кондак праздника уточняет, что видение славы соответствовало способности учеников к прозрению, степени их восприимчивости. Христос беседует с Моисеем и Илией о предстоящих Ему страданиях; чтобы не смутить апостолов тяжелым испытанием Креста, Он предстает им в сиянии Своей божественной славы. Отец свидетельствует о божественном Сыновстве Христа, дабы апостолы, «страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние».

Ученики изображены на иконе падающими с крутизны горы, они ошеломлены и устрашены ослепительным видением. Петр чаще всего справа, он изображается упавшим на колени и заслоняющим рукой глаза от света; Иоанн, посредине, падает, отвернувшись от света; Иаков, слева, бежит или падает навзничь.

Продуманный контраст в изображении фигур глубоко впечатляет. Величественно спокойный Христос, излучающий неземную умиротворенность, склонившиеся Моисей и Илия, окутанные этим покоем, образуют полный надмирный круг, тогда как внизу – взволнованный динамизм апостолов, еще не отрешившихся от всего земного и повергнутых наземь, потрясенных откровением. Это противопоставление, выражаемое с помощью художественных средств, ясно подчеркивает нетварную природу Света Преображения. В восторге от видения апостол Петр высказывает пожелание «поставить кущи», остаться здесь, в Царстве, еще до завершения мировой истории.

Христос предстает на иконе в центре сияния, образованного концентрическими овалами. Три сферы содержат все тайны божественного творения. Пятиконечная звезда, нередко вписываемая в овал, представляет «светоносное облако», знак Святого Духа и надмирный источник божественных энергий. Моисей и Илия символизируют закон и пророков. Они сподобились высших видений.

Святая гора является существенным элементом библейского пейзажа. На иконах Христос часто изображается стоящим или сидящим на вершине горы, где берут начало эдемские реки, бьет Источник жизни, разделяющийся затем на четыре потока. Новый Адам, Христос, восстанавливает природу в соответствии с замыслом Божиим: «Иже с Моисеом глаголавый древле на горе Синайстей образы, глаголя, Аз есмь Бог Сый: днесь же на горе Фаворстей преображься, началообразное показа лучами облистаяся» (стихира на малой вечерни, глас 1-й). «Фаворская гора светом покрывашеся, ученицы Твои, Слове, повергоша себе долу на земли, не терпяще зрети невидимаго зрака, Ангели служаху страхом и трепетом, небеса убояшеся, земля вострепета, видяще на земли славы Господа» (стихира на великой вечерни, глас 6-й).

«Хорошо нам здесь быть», – восклицает ап. Петр (Мф. 17:4). Он выражает восхищение тем, что оказался в первозданном состоянии мира, когда Бог «увидел все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Таким был сотворенный Богом мир, хотя истинное его состояние еще остается сокрытым. Но вот покров тайны приоткрывается на вершине Фавора, и ученики, хотя и трепещут, но успевают ощутить совершенную радость.

Икона – гораздо больше, чем искусство. Эти два видения мира очень далеки друг от друга; икона оживает, раскрывает свою идею и является нам только тогда, когда мы последуем литургическому призыву «да молчит всякая плоть человеча» (тропарь на Литургии Великой Субботы). В безмолвной сосредоточенности наши глаза действительно открываются, икона оживает, нам является сокровенная в ней тайна, подобно тому, как три избранных апостола Христова смогли увидеть свет Преображения. И тогда образ будущего века молнией озаряет нас, словно подлинный пир красоты.

П. Н. Евдокимов

Источник: П. Н. Евдокимов. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин: Христианская жизнь, 2007. – С. 309-319.


19 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».