Празднование перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского (2002)

29 июня 2002 года торжественным крестным ходом, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, мощи святителя Феофана были перенесены из храма преподобного Сергия Радонежского села Эммануиловка в Вышенскую пустынь.

Патр. Алексий II в храме прп. Сергия с. Эммануиловка, 2002 г..jpg
Святейший Патриарх Алексий II в храме
прп. Сергия Радонежского с. Эммануиловка, 2002 г.

История возвращения честных мощей на Вышу тесно связана с Троице-Сергиевой обителью и ее насельниками – игуменом Марком (Лозинским) и его учеником архимандритом Георгием (Тертышниковым), посвятившим свою жизнь изучению наследия свт. Феофана и подготовившим материалы к его канонизации.

Житие Святителя и его труды известны многим, но мало кто знает о том, как происходило обретение его мощей. Епископ Феофан был погребен в 1894 г. в правом – Владимирском – приделе храма Казанской иконы Божией Матери Вышенской обители. Над его могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг Святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения».


Надгробие епископа Феофана

В 1920-х годах, во время атеистических гонений, монастырь был закрыт, разрушена колокольня храма, здания и имущество национализированы, монахи выселены. На территории обители размещались лесхоз, свиносовхоз, детский городок, а с 1938 г. – областная психиатрическая больница.

Мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, в эти годы безвременья хранились в храме преподобного Сергия Радонежского в с. Эммануиловка Шацкого района Рязанской области, в трех километрах от Выши.

Осенью 1972 года под руководством игумена Марка (Лозинского) иеромонах Георгий (Тертышников), иерей Георгий Глазунов и Евгений Диденко (будущий архимандрит Елевферий) совершили поездку в Вышенскую обитель, где 22 года провел в затворе святитель Феофан.


Иеромонах Георгий (Тертышников) у надгробия епископа Феофана

По воспоминаниям настоятеля Сергиевского храма протоиерея Георгия Глазунова, отец Георгий (Тертышников) несколько раз приезжал в Эммануиловку – сначала один, как паломник, а потом уже вместе с игуменом Марком и Евгением Диденко втроем. Вместе с иереем Георгием они поехали в Казанский собор на Вышу отслужить панихиду по епископу Феофану, и там же после панихиды, увидев «мерзость запустения» (Мф. 24:15) на святом месте, решили вывезти честные останки Святителя.


Панихида у надгробия епископа Феофана в разрушенном
Казанском соборе. Иеромонах Георгий (Тертышников),
иерей Георгий Глазунов, игумен Марк (Лозинский). 1972 г.

Сразу обрести мощи не представлялось возможным, необходимо было все продумать. Иерею Георгию пришлось договориться с кладовщицей, чтобы она открыла склад, когда приедут гости – якобы исследователи. Позже он вспоминал: «Взяв фонарик, мы спустились с отцом Елевферием в склеп, очистили мощи. Потом начали перебирать, пальчиками перекладывать все частицы мощей с места на место – в итоге все собрали полностью, и позвоночник, и косточки. Затем стали под метелочку собирать остатки праха, который уложили в целлофан. Нашли и Евангелие, которое лежало у владыки на груди. Оно было как новое, только при раскрывании листочки ломались, видимо из-за сырости; но печать совсем новая, будто только-только положили.

Надгробие свт. Феофана в соборе, превращенном в склад.jpg
Надгробие епископа Феофана в Казанском соборе,
используемом под склад. 1970-е гг.

Я передал это Евангелие отцу Марку. Мощи перенесли ко мне домой. Ко мне же домой за мощами приезжал высокий мужчина в очках – доверенное лицо отца Марка. Он все упаковал в клееночки, аккуратно уложил в чемодан. Так мощи были перенесены в Лавру. Это было в 1972 году». В Лавре отец Георгий (Тертышников), имевший медицинское образование, омывал, систематизировал, подписывал мощи и приводил их в порядок.

По благословению духовника Троице-Сергиевой обители архимандрита Кирилла (Павлова) останки святителя Феофана были сокрыты в храме Всех Святых, под Успенским собором. По воспоминаниям архимандрита Елевферия (Диденко), их поместили с левой стороны, недалеко от места погребения Патриарха Пимена. Мощи замуровали в стену, примерно на уровне груди. «Я не знаю, кто кроме отца Марка и отца Георгия (Тертышникова) был посвящен в эту тайну, – рассказывал он. – Об этом знал отец Кирилл. И потом отец Георгий сказал мне, что они там находятся и что он собирает материалы для канонизации епископа Феофана».


Святитель Феофан Затворник.
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В 1988 году мощи епископа Феофана в небольшом гробе переправили в Рязань и 5 июня, за день до общецерковного прославления, вернули в село Эммануиловка. В храме преподобного Сергия Радонежского под сенью в новой гробнице они находились в течение 14-ти лет.

В 1990 году часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, началось восстановление монастыря, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь – была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном на тот момент, и сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

29 июня 2002 года состоялось перенесение честных останков Святителя в возрожденную Свято-Успенскую Вышенскую женскую пустынь. 14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора монастыря, и в этот же день под торжественный звон колоколов мощи святителя Феофана Затворника были перенесены из Успенского храма в Казанский собор.

Рака с мощами свт. Феофана в Казан. соб. Совр. вид.JPG
Рака с мощами святителя Феофана
в Казанском соборе. Современный вид


Тропарь святителю Феофану, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану, Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым – истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем – боговедение и мудрость, учащимся – ревность и помощь Божию; и всем православным – утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь


29 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».