Он был чист душою и телом. Слово в день памяти преподобного Сергия

Он был чист душою и телом. Слово в день памяти преподобного Сергия

Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин)


Благодать Божия влагала в нас желание и охоту, что мы на сем самом месте, пред самым гробом преподобного Сергия, восхваляли многократно святую его жизнь и славные его христианские подвиги. Восхваляли по возможности наших сил и дарований, хотя никогда достойно восхвалить его не могли: но и никогда в Церкви Божией хвалы его не умолкнут, ибо в память вечную будет праведник (Пс. 111, 6). Когда память его есть вечная, то и похвалы его должны быть вечны. Но как вечность принадлежит не земле, а небесам, то и похвала его не может кончиться, когда земля сгорит, и все на ней дела, а пребудет она на небеси, доколе тамо пребудет святых блаженство, то есть в некончаемые веки. Так должны ли мы земные умолчать, чтоб проповедовать похвалы его? Нет! Не умолчим, аще мы умолчим, камение возопиет (Лк. 19, 40); аще мы умолчим, самое сие место, напоенное потом трудов его, и прославленное великими его чудесами и благодеяниями, самое сие место всегда останется громким проповедником того.

Каждый христианин, пользуясь примером святого его жития, и получая пользу и утешение в ходатайстве его молитв, каждый христианин привлекается силою благодати, любовию к нему и усердием.

Так я ли умолчу? Я воспитанник его обители и в ней яко отродивыйся духом, уповаяй с перстию священною места сего смешать свою тленную персть? Дожив до старости, ежели в жизни своей имел я какие удовольствия, выгоды и пользы телесные и душевные, – все то по справедливости должен по Бозе приписать благословенному месту сему и святым молитвам угодника Божия. С самых младых моих лет по особенному Божию провидению призван я был в обитель сию неожиданным случаем ни по намерению моему, ни по чаянию. Сие было действие единых Божиих непостижимых судеб. Потом та же рука Вышнего присовокупила меня к избранному стаду обители сей и к роду жизни, сообразной Преподобного. И се уже близ пятидесятой год, а настоятельства моего минуло уже сорок лет, как долготерпение Божие благоволило пребывать мне в месте сем.

При сильном воображении и воспоминании сего о, коликая объемлет меня и радость и страх! Радость, что сподоблен таковой благодати и что Господь споспешествовал молитвами Преподобного совершить многие к чести и пользе сей обители труды и предприятия, но страх, что, приняв род жизни, сообразной жизни святого, признаю и исповедаю, яко многими моими слабостями, грехами и беззакониями был весьма недостаточным подражателем святой жизни его. Восхвалял его словами, но делами был удален от него: ни молитвами, ни смирением, ни воздержанием нимало не уподобился ему. Боюсь, боюсь, да мои самые его жизни похвалы не обратятся мне в грех. Ибо не красна похвала во устех грешника (Сир. 15, 9). Однако не преставал и не престаю восхвалять его, дабы чрез сие изъявить хотя то, что я удивляюсь его делам и молитвами его желаю исправления жизни моей и богоугодной кончины.

Впрочем, обращаю мое слово к вам – к вам, на торжество памяти его собравшимся, и усердие души своей пред святыми мощами его изливающим, ибо и вы купно со мною празднуете память угодника Божия. Похвалы ли ему возглашать? Должны то, но не языком, а сердцем. Усердие ли свое ему изъявлять? Должны то, но не наружным токмо почитанием и поклонением, а паче внутренним подражанием жизни его и истинным покаянием. Он был благочестив, но что ежели душа наша не благочестием, а нечестием исполнена? Он был постен, но что ежели мы не воздержны? Он был смирен, а мы ежели горды? Он был нищ и нищеты любитель, а мы пристрастны к богатству и в нем все свое блаженство поставляем. Он был чистосердечен и искренен, а мы ежели лживы, хитры и лукавы? Он был человеколюбив, а мы презираем нищего и не снабжаем бедного. Он был благодетелен, а мы обижаем и грабим других. Он был чист телом и духом, а мы и духом расслаблены, и телом осквернены. Может ли святой Божий от таковых принять похвалы, принять поклонение и моление? Могут ли они доставить какую-либо честь его святыне? Не могут ли они паче оскорбить его дух и постыдить его память?

Все относится к Богу. Он есть источник всякой святыни, и святые святость свою из сего источника почерпали. Ничто не может быть угодно святым, ежели то не сходственно с волею Святейшего Бога. Бог Отец ищет покланяющихся ему духом и истиною (Ин. 4, 23); таковые богомольцы угодны Богу; таковые богомольцы угодны и святым. Дивен Бог во святых своих! (Пс. 67, 36) – дивен не только в них, но дивен и в подражателях им. Удиви Господь… хотения своя в них (Пс. 15, 3); удивит и в нас хотения Своя, ежели мы последовать святым не отречемся.

Удиви. Сие слово заметим мы. Оно прямо означает, что Бог чрез святых производит чудеса, то есть такие дела, кои сверх слабых сил человеческих, сверх почти обыкновенного естественного порядка дел. Я не говорю о тех чудесах, что святые до того силой Всемогущего вознесены, что многих в жизни отчаянных исцеляли, даже мертвых воскрешали, заграждали уста львов, угашали силу огненную, избегали острия меча, преодолевали гораздо сильнейших себя, скитались в пустынях, в горах и в вертепах и в пропастях земных и, умерщвляя свою до крайности плоть, не только не изнемогали, но еще крепчайшими творились. Я не говорю о сих чудесах, кои были более действием Бога всемогущего, а святые послужили только способными к тому орудиями, и потому Господь чрез сии чудеса удивил более во святых хотения Своя, а чрез то и их прославил.

Я говорить более должен о тех чудесах, что многие святые из грешников сделались праведниками, из развратных исправными, из нечистых чистыми, из нечестивых благочестивыми, – что они были по всему тому, яко камение жестокое; но благодать Божия столь чудесно воздействовала в них, что из камения учинила их чадами Авраама (Мф. 3, 9). О чудо всех чудес удивительнее, да и спасительнее! Мытари, говорит Евангелие, варяют вы в Царствии Божии (Мф. 21, 31). Что сие значит? И стыд для нас и радость. Стыд, что-де самые развратные люди исправились и благодатию Божиею даже доведены быть в соединении с Богом во Царствии Его; радость, ибо подает надежду, что и мы, сколько бы ни были грешны, можем стать праведными, ежели покаянием переменим свою жизнь и не отречемся охотно последовать Богу, ко спасению нас не токмо зовущему, но и влекущему.

Сии чудеса суть гораздо славнее других чудес. Исцелен бы ты был чудесно от болезни телесной, но несравненно чудеснее, ежели бы ты исцелен был от болезни душевной. Воскрешен бы ты был чудесно от мертвых, но славнее бы было чудо, ежели бы твоя душа умершая воскрешена была, яко блудного сына, иже мертв бе, и оживе (Лк. 15, 24). При исцелении телесной болезни и при воскрешении тебя по телу из мертвых паки ты грешить можешь, да еще при здравии и крепости тела и удобнее случай ко греху, а при исцелении душевной болезни ты удален от искушения греховного, да здравие души удалит от тебя и телесные болезни.

Сим-то чудесным образом удивил Господь во многих святых чудесные хотения Своя. Ибо многие из святых были прежде великие грешники, но удивляющий Свои в них хотения Господь столь изменил их, что они стали великими святыми, даже чудотворцами. А ежели некоторые из них и не были из самых развратнейших, хотя все были не безгрешны, но Бог даровал им сию чудотворную силу, что они многих грешников приводили на путь спасения, вели и довели вкупе с собою до Царствия Небесного.

Уважая сие чудо Бога благодатного и всемогущего паче всех чудес, да не унываем, что мы, яко грешники и яко развращенные, Бога и святых Его восхвалять, Богу приносить моление и ходатайства святых испрашивать аки бы уже не должны мы. Нет, не преставай грешниче, при всех своих грехах, при всем своем нераскаянии сердца, даже хотя по одной только наружности, – не преставай восхвалять Бога и святых Его в соборах церковных, не преставай приносить Ему моления и испрашивать ходатайства святых Его; не преставай, говорю. Ибо таковое святое упражнение не презрит Господь, хотящий всем спастися и в разум истины прийти. Невидимо, неожиданно тронет Бог и сердце твое: каким-либо чудным ударом пробудит тебя от сна, растрогает твое бесчувствие, и в размышлении твоем, хотя сначала холодном, но помалу разгорится огнь благодатный, и ты с удивлением и радостию ощутишь в себе дивное изменение десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Не ограниченны суть судьбы Божии. Многое множество благодати Его сбережено для желающих спастись. Кто… разуме ум Господень? (Рим. 11, 34).

Се, и самый день праздника сего есть не что иное, как случай к чудеси спасения грешных. Пусть бы ты взошел сюда без дальнего о спасении своем намерения, по одному только обыкновению, или, может быть, и еще по какому-нибудь худшему побуждению, но, взошед узришь таинства великие, благоговейно совершаемые; услышишь глас Евангелия и пения церковные, о спасении твоем тебе напоминающие; воззришь и на сей святой гроб и помыслишь: кто он был? Как свое житие препровождал? Как его окончил? Какою честию он от Церкви почтен? Как его прославил Дивный во Святых и за что?

Сие зря, и слыша, и помышляя, ожидай без сомнения, что сквозь твою наружность проникнет благодать, тронет сердце, хотя ожесточенное: живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр. 4, 12).

Что же, когда еще при сем споспешат и твои молитвы, святче Божий, преподобне отче Сергие?! Много бо может молитва праведнаго споспешествуема (Иак. 5, 16). Мы о том тебя молим, хотя с неисправным житием, но с усердием к тебе и с упованием на благость Божию. Приими моление наше, приими и от меня недостойное и, может быть, по старости и слабости моих лет последнее похвальное проповедание святыя твоея жизни так, как и прежде многократно таковое от меня принимать благоволил ты. Дерзновенно желать подобного тебе жребия, но дозволь хотя того желать, да умрет душа моя в душах праведных сих (Числ. 23, 10). Аминь.


Сказано в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 25 сентября / 8 октября 1806 года


Источник: Слава, пережившая века. Сборник проповедей, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. – СТСЛ, 2014. С. 10-28.


7 октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.