Насельники святой веси

Насельники святой веси

В 1916 г. мы поселились в Сергиевом Посаде. Слава о недавно почившем наместнике архим. Товии (Цымбале) жила в сердцах братии и лаврских богомольцев. Его заместил о. Кронид (Любимов), видный старец, высокий и звонкий голос которого отчетливо раздавался под сводами собора Святой Троицы. Торжественно проходила его служба. Мягкий в обращении, он владел большим навыком в обхождении с мирянами в бытность настоятелем лаврского подворья в Петербурге.

Вскоре последовали тяжкие дни для него и всей обители, которую закрывали. Братия разъезжалась кто на работу, кто на приход. Пожилыми уплотняли Черниговский скит, а небольшое число более молодых и активных вошли в ядро, оставленное при музее и охране Лавры. Отец наместник при своих обширных знакомствах и связях не бросил братии. Как рядовой инок, он поселился со старцами в Черниговском скиту, деля с ними скудость и тесноту их нового жития. Последовательно пройдя через узы, тюрьму и изгнание, он вернулся в родную весь и несколько лет жил в маленькой хатке недалеко от Кукуевского кладбища, где покоился близкий духу его старец Алексий (Соловьев). При нем неотлучно был его келейник о. Георгий (Потапов) – благодушнейший, добрейший инок, преданный и любящий слуга и друг о. Кронида. Трогательны были эти два старца, с таким благодушием, смирением и кротостью несшие и скудость жития своего, немощи и болезни, и благодарящие Господа за возможность жить у дорогих стен молчаливой тогда Лавры.

Духовником братии был игум. Михей (Владимирский). Был он и смотрителем лаврской больницы, и настоятелем Варваринской при ней церкви. К нему и мы прибегали с мамой, говея в Лавре. Он был равно всеми чтим и любим. Отец Михей, вероятно, лишь в крайних случаях покидал свою обитель. Духовником он был внимательным, чутким и твердым. Как смотритель – опытный, многопопечительный, как настоятель – вдохновенный, как инок – чистейший и взыскательный к себе и преданнейший сын Преподобного. Он окормлял всю нашу семью с духовной твердостью и беспредельной добротой. В ангелоподобном его облике мог с ним соперничать лишь о. Тимолай, инок истинно «не от мира сего». Совершенно необычными являлись они оба среди суеты многолюдной мирской волны, вечно вливающейся в гостеприимно отверстые врата святой Лавры.

Строжайшим в Лавре иноком знавали о. Потамия (Гужова). Ни одна женская нога не переступила порога его келлии. Даже во время голода сердобольные «жены мироносицы», приносившие ему подкрепление, должны были ставить его у порога.

Уроженец г. Вольска, сын богатой торговой семьи, он юношей бросает обеспеченную будущность, поступает в Лавру и отдает себя всего на служение Господу и на прославление Преподобного. Всегда сосредоточенно-серьезный, строгий на вид, с зорким взором из-под синих очков. Таким был этот лаврский соловей, когда мы застали его еще канонархом. С большой книгой он торжественно переходил с клироса на клирос легкой походкой и звеневшим необычайной силой голосом, совершенно особенным по красоте тембра. Когда в иеродиаконском чине служил он молебен около колодца под обелиском у колокольни, каждое произнесенное его слово отчетливо слышались входящим в святые ворота, такой обладал он чудеснейшей дикцией. Благоговейной была его и иеромонашеская служба.

С переменами в обители о. Потамий, энергичный и волевой, возглавил лаврскую охрану, и в этой работе, как и в заведовании художественной артелью, организованной при Лавре, был исполнительным, распорядительным и добросовестным. Выведенный из «затвора» своего обстоятельствами, он был очень осторожным и осмотрительным. Только людям, к которым он питал доверие, удавалось понять всю его душевность и трогательную отзывчивость. Пройдя тюрьму и изгнание, в терпении и силе духа, он в сане игумена попадает на приход и завоевывает большую любовь к себе прихожан. Поразившая его грудная жаба внезапно прервала его жизнь.

Отец Диомид (Егоров) – лаврский ризничий. Нельзя умолчать о преданности его своему Игумену и Преподобному, ради которой он все претерпел – и клевету, и досаждения, и поношения, дабы не оставить дорогую свою обитель без охраны и бдительного присмотра. Знаток в своем деле, он хранил и берег как великую святыню все лаврское достояние. Нервно-напряженный, впечатлительный, он тяжело, болезненно, мучительно переживал все ниспосылаемые Лавре испытания. Где в силах был, делал добро и помогал в страданиях сущим, чутко откликаясь на их нужды.

Отец Порфирий (Горшков) – старец и духовник Черниговского, а затем и Гефсиманского скита. Всегда радостно светлый бывший келейник старца Варнавы (Меркулова), много лег окормлявшийся его громадным духовным опытом, сам одарен был трогательным любвеобилием и глубокой добротой: ласковый, на вид простец, он обладал громадной силой благодатного воздействия на прибегающих к его руководству. Он вел оставленную ему старцем Варнавой обширную переписку с духовной его паствой. Господь сохранил о. Порфирия от уз и заточения. Мирно скончался он в сокровенном уголке, в окружении чад духовных.

Отец Израиль (Андреев). Не знаю человека, который более гармонично сливался бы с данным ему именем. Для меня он являлся лучшим образцом инока и человека. Крестьянский сын Смоленской губернии, занимавшийся сапожным ремеслом, он должен был вступить в брак. Перед этим решается поехать в Москву на поклонение святыням и навестить монашествующую родственницу. Кремль и святыня полонили его сердце, и он отдает свою душу в послушание Царице Небесной в Гефсиманской Ее обители.

Иванушку берет к себе в келейники известный тогда мудростью и строгостью жизни своей игум. Даниил. Чудесную школу проходит молодой инок. Самоотверженно служит о. Израиль своему игумену в годы его тяжких болезней, сыновне ухаживая до последней минуты. По кончине игум. Даниила в 1916 г. о. Израиля выбирают «строителем» Стефано-Махрищского монастыря, а затем и игуменом Гефсиманской скитской обители. Твердой рукой вел он братию, в труде и работе всегда впереди. С умом соединял глубокую духовность и большой опыт. Всегда осторожный, собранный, почти малограмотный самородок он был почитаем образованнейшими светскими людьми.

На его плечи легла вся тяжесть борьбы за жизнь родного скита. Превращенный в сельскохозяйственную артель, скит показывал образцы самоотверженных трудов: лучшие в округе овощи, богатейший пчельник. Как в памяти живет чудесный храм – Дом Богородичен. Ранние обедни, истовые, простые, но столь проникновенные и благодатные службы.

Отцу Израилю пришлось быть свидетелем закрытия возлюбленной обители, изгнания братии в артель «Параклит». Но недолго продержалась и она. Совершился переезд в Сергиев, в маленькую хатку с больными, престарелыми иноками, а затем узы, изгнание. Его мученический конец сокрыт был по воле Божьей от глаз людских и любящих сердец.

Н. А. Верховцева

Источник: Радость кроткого любящего духа. Монастыри и монашество в русской жизни нач. XX в. М.: Эксмо; ПСТГУ, 2017. – С. 278-284.


25 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».